В ОБЪЯТИЯХ БОЛЛИВУДА (окончание)

- Ну и самое главное - как прошла ваша свадьба? Вот тут интересно со всеми колоритными подробностями.

- Свадьба прошла очень бурно. Первый этап - регистрация в суде, затем религиозный обряд (для индийцев это намного важнее официальной регистрации), а потом вечеринка с ужином, песнями и плясками. Но, как и следовало ожидать от индийских бюрократов, столь "полюбившихся" мне, в день нашей регистрации возникли проблемы. Неожиданно выяснилось, что судья, который должен нас «расписать», уехал из города в неизвестном направлении, а кроме него, никто этого сделать не может . К чести моего будущего мужа, он не стал радовать меня с утра пораньше новостью, что наш брак под угрозой, а буквально поднял всех на уши, заплатил кому-то огромные деньги, договорился, что нас "распишет" другой человек, но тот выдвинул условие – тогда женитесь прямо сейчас. Мы с мамой валялись в кровати в гостиничном номере и лениво болтали, обсуждая предстоящее событие, когда вдруг позвонил Санни и скомандовал: «Джули, срочно будь готова. Я заеду за тобой через минуту!» Готовой я не была абсолютно. Но уже через несколько минут мы втроем вылетали из отеля, я злая, как черт, на ходу застегивала сумочку, а золото, подаренное Санни, пришлось надевать прямо в машине. Водитель гнал так, что я боялась попасть в аварию, обгоняли кого-то, сигналили, объезжали прямо по тротуарам... и все успели! После росписи мы отправились на Садар-базар, где делали "мехнди" - рисунки хной. Мастера росписи разрисовывали мне обе руки, начиная с ладоней. А какой-то дядька все время фотографировал. Я подумала, что это турист. В следующие полтора часа я стала абсолютно беспомощной – пока рисунки не высохли, нельзя было ничего делать руками, так и ходила, растопырив руки и пальцы в стороны. А когда мы приехали домой (всего за одну ночь во дворе дома строители возвели огромный шатер с настоящими хрустальными люстрами, коврами, гирляндами цветов и разноцветных лампочек), то вся женская часть мужниной родни подхватила меня под белы рученьки и повела в спальню одевать. Процесс "одевания невесты" занял минут сорок, и все это время вокруг меня пелись песни. Затем прибыл священнослужитель, который "соединил нас перед лицом Божьим", и последовала торжественная часть, во время которой мы с Санни сидели на сцене на двух красивых тронах , фотографировались с гостями и принимали от них подарки. Под конец второго часа моя спина и ноги стали затекать, но держалась я стойко. Ну а потом были угощения и танцы. По индийской традиции, плясали одни мужчины. Ну, и еще дети. Женщины скромно наблюдали за весельем в сторонке. Правда, меня и мою маму друзья Санни все же вытащили на танцпол. В целом по индийским меркам наша свадьба была довольно "скромной", - «всего» 250 человек вместо изначально обсуждаемой тысячи, а то и двух тысяч. А на следующее утро к нам вереницей потянулись соседи, и у каждого в руках был свежий номер утренней газеты, на второй полосе которой красовалась... моя фотография, в тот момент, когда мне разрисовывали руки хной. Оказывается тот мужчина был репортером. Наша с Санни свадьба стала довольно экзотическим событием в глазах местного населения. Потому в Агре местная пресса писала о нас еще не один раз.

- К чему тебе было сложнее всего привыкать в этой стране? Что удивляло, поражало?

- Ой, Индия меня продолжает удивлять до сих пор. Перечислять все удивившие меня традиции и обычаи можно бесконечно. А вот к чему было тяжелее всего привыкнуть, то это, пожалуй, к жаре. Мы живем на севере Индии, в Агре, но летом у нас температура воздуха выше пятидесяти градусов. Что творится на юге, и представить страшно... Летом я вообще стараюсь лишний раз не выходить из дома. И многие мои друзья из России, глядя на мои фотографии, удивляются, почему я совсем не загорелая. Да потому что загорать в Индии - это смерти подобно! Ну, а еще меня ужасно раздражает отсутствие privacy, личного пространства. Индийцы же страшные коллективисты, они привыкли жить все вместе, большой дружной семьей. Мне нужно время от времени оставаться одной. А у них даже двери в спальни не запираются, не принято... Мы с мужем живем в отдельной квартире, но даже так его родственники постоянно присутствуют в нашей жизни, и порой я начинаю от них жутко уставать... Или вот, к примеру, соседи. У нас с ними хорошие, дружеские отношения. Но они как будто понятия не имеют, что у нас может быть своя личная жизнь, и их неожиданные визиты в семь утра или попытки забить гвоздь у себя в квартире в два часа ночи нами с мужем, мягко говоря, не приветствуются. Как-то раз я не потрудилась даже принять счастливый вид, открыв дверь соседке, которая пришла ко мне только за тем, чтобы выяснить, цитирую: «Казахстан все еще принадлежит России или уже нет?» Вот, одолела ее с утра страсть к географии… Получив ответ на свой вопрос и созерцая мою заспанно-недовольную физиономию, она недоуменно и едва ли не с ужасом вопросила: «А ты что, спала?!» - ибо на часах было уже 8.30.

- Юля, ну а если говорить в целом о традициях твоей второй родины. Например, насколько верно, что быть женщиной в Индии, особенно в низших кастах — незавидная участь. Насколько это верно?

- Деление на касты официально отменено, но фактически они продолжают существовать. Потребуется много десятков лет, чтобы касты изжили себя. И не потому, что мир так жесток и несправедлив - а потому, что к этому все привыкли, в том числе и представители низших каст. Здесь вовсю работает принцип "где родился - там и пригодился". Мне это не по душе. Человек не хочет менять свою судьбу, и продолжает семейную традицию, становясь, к примеру, профессиональным побирушкой. Сложно поверить, но люди не видят в этом проблемы, ведь так жили их отцы, деды и прадеды. Требуется перелом общественного сознания... А женщинам, принадлежащим к малообразованным слоям населения, действительно нельзя позавидовать. Правда, закон все-таки старается женщин защищать, дает им права и свободы... Другой вопрос - хочет ли этого сама женщина? Пассивность и смирение - вот один из главных недостатков. Вообще, в малообеспеченной индийской семье рождение девочки - это большое несчастье. Потому что, чтобы выдать ее замуж, нужно приданое (а в Индии мания приданого достигает просто сумасшедших размеров). Будь девушка хоть трижды умница и красавица, но если ее родители не выложат жениху кучу денег и золота, она рискует остаться в старых девах. Кстати, с недавних пор именно по этой причине в Индии врачам под страхом потери лицензии запрещено говорить на УЗИ пол будущего ребенка, поскольку случаи криминальных абортов участились. Я, разумеется, не говорю об интеллигентных прогрессивных индийцах, а таких тоже немало. К слову, наверное, именно из-за приданного индийские родственники не любят иностранок - с них же его не стрясешь! Шутка. В моем случае обошлось без приданого. Более того, Санни организовал всю свадьбу (приглашения, регистрацию, банкет, музыку) на свои средства, запрещая нам с мамой даже вмешиваться.

- Чем ты сегодня занимаешься в Индии?

- Официально я не работаю, но вот ударилась в литературу, сейчас дописываю вторую книгу, иногда пишу статьи для российских изданий. Занимаюсь танцами, встречаюсь с друзьями. В глазах индийских домохозяек (а женщины тут в большинстве своем не работают после свадьбы) я сильно отличаюсь от них всех, мне вечно что-то надо, я вечно с кем-то встречаюсь, что-то пишу, читаю, общаюсь... Круг индийской женщины - это дом, семья, дети, готовка, сериалы, иногда походы в гости. Мне этого мало, поэтому, наверное, многие считают меня "шебутной". Но они списывают это на мое неиндийское происхождение. С детьми мы пока решили подождать, хотим пожить просто для себя. Около года ушло только на то, чтобы я полностью акклиматизировалась и приспособилась к жизни в новой стране... Хотя в Индии все женщины долбят меня вопросом, когда же у нас с мужем, наконец-то, будут good news - хорошие новости, как они это называют. Тут обычно рожают аккурат через девять месяцев после свадьбы.

- Что-то поменялось в тебе самой, в твоем характере спустя два года жизни в Индии?

- Конечно, мне постоянно приходится идти на какие-то компромиссы и при этом стараться не потерять себя. Например, пришлось отказаться от моей любви к обтягивающим маечкам и джинсам, не говоря уж о шортах - здесь так не принято, это неприлично. Со своим уставом в чужой монастырь, конечно, не лезут, поэтому я стараюсь на все выходы в свет, где присутствуют родные и друзья мужа, наряжаться в национальную одежду - сари, шальвар-камиз, лехенгу-чоли или чуридар. Но, когда я встречаюсь с нашими девчонками, то, конечно, не отказываю себе в удовольствии одеться по-европейски. Теперь я не так свободна в общении с индийскими мужчинами - обычное дружелюбие здесь может быть неправильно истолковано. Еще я стала более консервативной во взглядах. Если раньше я только смеялась над выражением "до свадьбы ни-ни", то теперь принимаю это с уважением. И теперь я верю в то, что бывает любовь одна и на всю жизнь.

- По России скучаешь?

- Конечно, скучаю... Стараюсь приезжать по возможности часто, хотя бы два-три раза в год. Но муж не всегда может вырваться вместе со мной, а оставлять его надолго одного тоже не хочется, он сильно тоскует, даже плачет.

- А какое впечатление Россия произвела на твоего мужа?

- В России Санни был всего один раз, да и то зимой. В прошлом году мы умудрились приехать именно в тот период, когда в Самаре случился небывалый снегопад, заносы, все движение встало, школы не работали, в общем, ужас, что творилось! Он был, конечно, в шоке и отказывался верить, что такой снегопад необычен и нетипичен даже для русских. Теперь ехать в Россию зимой он категорически отказывается, только если летом.

- Можно сказать, что ты уже привыкла к Индии и полностью влилась в ее жизнь?

- Влилась - да. Привыкла... пожалуй. Адаптировалась более-менее. Во всяком случае, того, что шокирует, уже нет. Но все же хочется верить, что своей русской самобытности я не потеряла и не потеряю. Я очень люблю Индию, но я была, есть и останусь российской гражданкой.

- Юля, ну и напоследок не могу не удержаться от вопроса про нашумевший «индийский» фильм Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». Действительно все, что показано в фильме правда? И неужели в Индии и правда не знают, как зовут трех мушкетеров?

- Что касается пресловутого последнего вопроса про имя третьего мушкетера, то этот как раз правда. Индийцы не читают Дюма и не знают, кто такие Атос, Портос и Арамис. Они вообще предпочитают своих, индийских авторов - как в литературе, так и в искусстве... А вот сами американцы как раз прокололись. Мне рассказывали, что в американских кинотеатрах при этом вопросе все хором выкрикивали: «Д Артаньян! Д Артаньян!»... Пожалуй, неприятно резанул только один момент, когда после ограбления машины мальчик-гид подвергается жестокому избиению. Он говорит: "Вы хотели увидеть реальную Индию? Так вот она!" А пара американцев заявляет в ответ: "Мы покажем тебе реальную Америку, сынок!" - и протягивают ему деньги. Это было пафосно и ненатурально. А в целом в этой картине действительно все правда. Но тот, кто воспримет эту правду "однобоко" - мол, ах, трущобы, ах, нищета - будет неправ. Этот фильм - есть сама Индия. Впечатления от фильма те же, что и от страны. Поначалу все приехавшие сюда пребывают в шоке от того, что они видят, слышат и ощущают: бедность, повсеместная грязь, шибающая в нос вонь, нищие, калеки, жулики... Но постепенно первое замешательство и отторжение проходят, и ты начинаешь ощущать неповторимый дух этой страны, слышать биение ее сердца. В конце концов ты понимаешь, что уже влюблен в Индию, до сердечной боли, до судорог, до слез... И фильм вовсе не оставляет ощущения безнадеги и беспросветности.

На главную

К началу интервью

Напишите мне

Hosted by uCoz