НАСТУПИТ ЗАВТРА ИЛИ НЕТ ...... (ИСТОРИЯ ЖИЗНИ... РАСКАЗАННАЯ СЕРДЦЕМ) + + + + +
Обычным осенним воскресным вечером, когда настроение было так себе, да и погодка не задалась – лил дождь, и выползать из дома было ну совершенно никакого желания – я решила, что можно посмотреть какой-нибудь индийский фильм для поднятия, так сказать, боевого духа. Меня дожидались три новеньких видеокассеты; рука, помедлив, выбрала среди названий самое, на мой взгляд, многообещающее: «Наступит завтра или нет» (напомнило Сидни Шелдона – «Если наступит завтра»). К тому же, читала много хвалебных рецензий на эту картину, да и очаровашка Шахрукх Кхан в дуэте с Прити Зинта – парочка многообещающая!
«Опять индийский фильм!» - скривила физиономию подруга Аленка и демонстративно раскрыла книжку – мол, сходи с ума, а я пока займусь делом – литературу почитаю… В итоге она начала косить глазом в экран уже на первой минуте просмотра; на двадцатой – стала вставлять свои комментарии и хихикать над шутками героев; потом ее книжка была отложена в сторону, а уже ближе к концу фильма мы с ней рыдали в голос дуэтом, вытирая градом катившиеся слезы носовыми платками…
Сказать, что фильм меня потряс – ничего не сказать. Я не ожидала от себя такой бурной реакции, более того, я даже испугалась того сильного впечатления, которое произвело на меня это кино. Это – самое трогательное, самое чистое, самое пронзительное, самое светлое и самое удивительное из всего, что я видела в последнее время. А музыка – о, какая музыка!... Я влюбилась в этот фильм навсегда, и мне хочется, чтобы его посмотрели все-все-все… Я уже сама хочу его пересмотреть, поразмыслить, еще раз взгрустнуть…
АКТЕРЫ
Шахрукх Кхан меня поразил по-настоящему. Я его любила всегда, обожала просто – как обаяшку-комедианта с налетом романтичности. А здесь он проявил себя еще и как серьезный драматический, я бы даже сказала трагический, актер… Ему идеально подошла эта роль, или нет – он сам идеально справился с этой ролью. Сыграть человека, обреченного на смерть и знающего это, но пытающегося выглядеть для всех веселым и жизнерадостным, и мало того – делать так, чтобы и у всех остальных все было хорошо, чтобы все были довольны и счастливы… Такая самоотверженная, я бы сказала – жертвенная роль. Самые сильные моменты фильма, отыгранные Шахрукхом с такой болью, с такой искренностью – это, на мой взгляд, следующие (сужу по тому, как у меня захватывало сердце и как неудержимо я начинала реветь при просмотре этих эпизодов):
- герой разговаривает с матерью о своей болезни – впервые зритель узнает страшную тайну о том, что герою осталось жить совсем немного, всего-то пару месяцев. «Я умираю, мама…» «Нет, это неправда! Доктор говорил, возможна трансплантация…» «Я… я твой сын, мама… Ты не можешь скрыть это от меня…» Он говорит, что полюбил впервые в жизни, и то – не может позволить себе эту любовь… Он не хочет, чтобы девушка тоже страдала, и поэтому всеми силами жаждет устроить ее счастье с другим…
- герой признается девушке в любви от лица другого влюбленного в нее юноши, Рохита. Сначала он еще пытается говорить словами Рохита, но потом, все более увлекаясь, начинает сам взахлеб говорить Нейне о СВОЕЙ любви, СВОИХ чувствах, о том, что ОН САМ испытывает по отношению к ней… От его бурного словарного потока офигевает не только Нейна, но и сам Рохит, а он все говорит, говорит о том, как же сильно он ее любит… «Я буду любить тебя до самой смерти и даже после нее…» Но затем он приходит в себя и, опомнившись, пытается выдавить из себя улыбку: «Нейна, все эти слова хочет сказать тебе Рохит…» Боже, он святой, подумала я, когда смотрела эту сцену… Шахрукх блистательно изобразил всю глубину своего смятения, любви, муки и боли…
- герой на помолвке любимой девушки. Он веселится – точнее, делает вид… Или нет, он не притворяется, он по-настоящему счастлив за свою любимую, и в то же время ему так больно, что она – не с ним… И это он сам собственноручно устроил… И тут у него случается очередной сердечный приступ. Тогда он, не чувствуя ног под собой, идет к выходу, все плывет у него перед глазами, но его единственная мысль – уйти отсюда, не пугать людей своим приступом, не омрачать праздник…
- герой на больничной койке, рядом с ним собрались все его друзья и родные. Счет идет уже не на месяцы, и даже не на недели – на дни, на часы… скрывать ему уже нечего, все знают, что он обречен, и все стоят возле его постели со скорбными минами. Он один пытается шутить, потому что ненавидит, когда другие грустны и печальны… В ответ на неловкий вопрос растерянного Рохита: «Как самочувствие?» он иронично (но без издевки, по-доброму) отвечает: «Фантастика!» Говорит Нейне, что после свадьбы она слегка располнела… Маленькой сестричке Нейны шутливо предлагает выйти за него замуж… Престарелую подругу матери Нейны, как обычно, поддразнивает: «Привет, секси!..» Короче, балагурит, смеется, хотя уже даже слова ему даются с трудом.
В общем, господин Шахрукх, я снимаю перед вами шляпу и аплодирую вашему таланту…
Прити Зинта. «Наступит завтра или нет» - второй фильм, где я увидела эту актрису. До этого был «Чужой ребенок». И там, и там произвела потрясающее впечатление. Не могла не отметить, что в обоих фильмах она выглядит совершенно по-разному. В «Чужом ребенке» она просто душка, такая пухленькая хорошенькая девчушка, а вот здесь – изящная красивая молодая девушка… Сыграла тоже отлично, в паре с Шахрукхом смотрелась великолепно… так же, как и в паре с Саифом Али Кханом. Очень убедительно показала превращение из отчужденной, нервической, хмурой девушки в очаровательную жизнерадостную влюбленную милашку, а затем – так же убедительно сыграла переход от влюбленности в Амана к любви к Рохиту… Очень сильная в актерском плане сцена, когда Нейна выходит замуж и плачет на собственной свадьбе… Или когда она выбегает из палаты Амана, не в силах видеть его слабым и умирающим…
Но самая сильная, «цепляющая» сцена, я бы сказала – гвоздь всего фильма – та, что Прити сыграла вдвоем с Шахрукхом… Помните – она бежит к нему, бросив жениха, забыв обо всем – она только что узнала, что Аман неизлечимо болен и скоро умрет, и она понимает, что он любит ее… А тот бежит ей навстречу, только-только перенеся очередной сердечный приступ, он бежит к ней, его сердце разрывается от боли во всех смыслах этого слова… Они встречаются… «Почему ты так сильно любишь меня?!» - кричит ему Нейна, рыдая, все еще не в силах осознать и поверить, что все, что он делал (в том числе и помолвку с другим) – он делал ради нее, из любви к ней… «Я не люблю тебя!» - с искаженным лицом упрямо отвечает Аман, тоже не сдерживая слез. «Почему ты ТАК сильно любишь меня?!» - продолжает плакать Нейна. «Я НЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! - кричит губами и всем своим истерзанным сердцем Аман. - Я НЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ…» И в ту же секунду он, не сдержавшись, хватает ее в объятия, прижимает к себе, отчаянно, жадно, впервые – прижимает к себе, обнимает и бормочет сквозь слезы, упрямо-безнадежно, как заклинание: «Не люблю тебя, не люблю тебя, не люблю тебя…»
Саиф Али Кхан. Первый фильм с его участием, который я посмотрела. Очень красивый парень, причем совсем не похож на индийца. Сыграл тоже хорошо. Трогательно так, доверчиво… «Плакать – так Рохит, смеяться – так Рохит, дружить – так Рохит, а как полюбить – так кого-то другого?» Или вот эта его фраза: «Первый шаг в любви – это дружба. И последний – тоже. А между ними – не пройденное расстояние. И чтобы пройти его, я даю тебе всю жизнь…» Но все равно на фоне Шахрукха герой Саифа Али Кхана вызвал вовсе не такие сильные чувства, которые, быть может, он заслуживал. В общем, парень молодец, но вот Шахрукх… Простите, это было слишком сильным впечатлением для меня.
Джая Баччан. Понравилась. Просто очень понравилась, хочется почему-то обойтись без комментариев. Идеальный, на мой взгляд, выбор актрисы на роль матери Нейны. Интересная роль, хорошая игра, милая, приятная женщина. Все.
СЮЖЕТ
Ох… тут ведь вкратце и не перескажешь… Но попробую. В общем, в центре внимания – некий такой любовный треугольничек… Аман любит Нейну, Рохит тоже любит Нейну. Нейна влюбляется в Амана, но тот, зная, что ему суждено умереть, врет ей, что уже женат, и всеми силами «сводит» ее с Рохитом. И это ему вполне удается. Сам Аман затем умирает, но память о нем остается жить вечно в сердцах тех людей, чью жизнь он озарял своей любовью и заботой… Помимо этой основной сюжетной линии, есть еще полно всяких поворотов и героев: история бабушки Нейны и ее престарелого поклонника; трагическая судьба матери Нейны, а также ее покойного мужа и приемной дочери Джии; попытки бабушки отыскать Нейне жениха; пухленькая подружка Нейны, влюбленная в ди-джея; младший брат Нейны, инвалид; забавная ситуация с нянькой Рохита, которая долгое время принимала Рохита и Амана за геев; ухлестывания Рохита за Гитой («У которой два противных ребенка!» «Что ты сказал?!» «Они маленькие ангелы!») и почти женитьба на некоей Камилле… В общем, однозначно есть, что посмотреть!
ГЕРОИ
Аман. Его роль можно охарактеризовать только одним словом – ангел… Перед самым вводом этого героя в фильм нам показывают, как в семье Нейны все неладно… Джия плачет на руках у матери, Нейна и брат сидят рядом, опечаленные произошедшим недавно очередным скандалом с бабушкой… «Мы росли, видя только вашу ненависть! С того времени, как папа умер, не прошло ни дня, чтобы вы не поругались!» - в запале крикнула как-то Нейна. И вот тут мать говорит: «Когда нам плохо, Бог посылает на землю своего святого…» «Святого?» - недоверчиво переспрашивает заплаканная Джия. «Ангела. Человека, который придет и вытрет наши слезы…» И он приходит. Это Аман – их новый сосед. Сам неизлечимо больной, он делает все, чтобы близкие и дорогие ему люди были счастливы… Конечно же, апофеоз его деяний – это то, как он устраивает личную жизнь своего друга Рохита и своей любимой девушки Нейны… Человек безгранично чистый, безгранично добрый, безгранично мужественный…
Нейна. Девушка, которая в начале фильма предстает перед нами замкнутой и агрессивной – после смерти отца нервы у нее явно пошаливают. И затем она волшебным образом преображается, когда в ее жизни появляется Аман, новый сосед, и вносит к ней в сердце тепло и радость… «Магия Амана сделала свое дело – я стала улыбаться. Поначалу это было непривычно и страшно – сразу столько радости…»
Кстати, слово «изюмочка», выдуманное Аманом для характеристики Нейны, безумно ей подходит… хотя это вольности русского перевода - в оригинале на хинди Аман звал Нейну не "изюмочкой" (кишмиш), а "очкариком" ("чашмиш"). В конце концов она выходит замуж за своего лучшего друга Рохита, но… место для Амана, дань памяти Амана, навечно остается у нее в душе…
Рохит. О порядочности и чистоте этого человека можно судить только по одному эпизоду – спустя десять лет после свадьбы с Нейной он так же нежно смотрит на нее и говорит: «Я уже два дня не говорил тебе, что люблю тебя…» Без комментариев.
Прия – хочется сказать пару слов и о ней… Лечащий врач Амана, она же – его верный друг. Она была ему больше, чем доктор, она была человеком, на которого всегда можно положиться и опереться… Роль у нее небольшая, но почему-то мне очень запомнилась… Эх, что не говори, а друзья – это самое важное в нашей жизни… Вернее, одно из самых важных…
В общем, пока я это все писала, мне уже снова захотелось пересмотреть этот фильм… Извините, я ушла. :-)
(с) Юлия Монакова
|