ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ + + + + +
Мое отношение к фильму до просмотра было достаточно предвзятым.
Во-первых, слышала, что в Индии его приняли очень холодно (хотя, казалось бы, пора привыкнуть, что вкусы нашего зрителя и индийской публики очень часто расходятся!).
Во-вторых, прочитала аннотации – и с тоской отметила, что не очень-то жалую фильмы на социально-политические темы (проблемы эмиграции, утечки мозгов, отсталости развивающихся стран…).
В-третьих, кроме Шаха, который, при всей моей к нему любви, в каждой индийской бочке, то есть в каждом индийском фильме, затычка – имя ни одного актера или актрисы не было мне знакомо.
Но фильм меня заворожил буквально с первого же кадра, еще когда пошли вступительные титры и заиграла музыка А.Р.Рахмана… все-таки, он мой любимый композитор в индийском кино, люблю даже не столько его песни, сколько закадровую музыку к фильмам (вспомнить хоть «Всем сердцем», хоть «Когда остаешься один», хоть «Анатомию любви»…).
А уж дальше я просто не могла оторваться от экрана и следила за событиями с замиранием сердца – то смеясь, то плача, то глубоко задумавшись… Уже на двадцатой минуте фильма я знала, что он станет одним из самых моих любимых – и не ошиблась. Фильм гениален своей простотой – и этой же простотой и сложен… В нем говорится, по большому счету, об одном человеке – о его внутренних изменениях, размышлениях и терзаниях – и вместе с тем судьбы скольких еще людей затрагивает сюжет! Да и не только людей – в фильме говорится обо всей Индии в целом…
АКТЕРЫ
Шахрукх Кхан. Не знаю, иссякнет ли когда-нибудь у меня запас нежных слов этому гениальному актеру. Думаю, что вряд ли. Ему уже и доказывать ничего не надо, а он все-таки доказывает – каждой ролью он живет, он не играет ее. В этом фильме Шах настолько натурален, он настолько кажется САМИМ СОБОЙ, словно это и не роль вовсе – а страницы его собственной жизни… Пожалуй, подобное чувство у меня возникало лишь в фильме «Единственная» - вот там Шах тоже был до предела естественен…
Гаятри Джоши. Дебют в кино. Девушка – бывшая профессиональная модель. Мне она просто понравилась, и все тут. И на внешность миленькая, и сыграла хорошо, и вообще – идеально вписалась в канву фильма и придала ему… достоверности, что ли. Будь на ее месте какая-нибудь раскрученная звезда типа той же Прити Зинты или там Рани Мукхерджи – не то уже было бы, не то…
Не помню, как зовут старую актрису, сыгравшую в фильме матушку Кавери… но ее игра мне тоже очень понравилась. Такая типичная деревенская бабуля, но не недалекая, а мудрая, прожившая длинную жизнь, проницательная, чуткая и все понимающая…
Мальчик, сыгравший Чико… не помню тоже, как его зовут. Но он был очень мил. Мне показалось, что он играл также в фильме «Лед на душе» вместе с Айшварией Рай и Абхишеком Баччаном (роль Ади), но я не уверена – в «Возвращении на родину» он выглядит намного взрослее.
СЮЖЕТ И ГЕРОИ
Рассказать, о чем фильм – очень сложно. Это не обычный сюжет со стремительно развивающимися событиями, лирическими отступлениями, жизненными мелодрамами… Это фильм-притча, его надо смотреть и воспринимать душой… О чем он? Индийский эмигрант Мохан (Шахрукх Кхан) живет в Америке и работает в NASA. Он – выдающийся ученый, его ценят и уважают все его американские коллеги. В родной Индии он не был много лет, да его вполне устраивает американская жизнь – он даже подал заявление о получении американского гражданства. Единственное, что его беспокоит – это мысли о старой няньке Кавери, оставшейся в Индии – в свое время она заменила ему мать, да он и звал ее не «няня» и не «тетя», а исключительно «матушка». Его начинает мучить совесть – он давно не писал матушке Кавери, не знает, как она, жива ли. И он берет на работе двухнедельный отпуск, чтобы отправиться в Индию и забрать матушку с собой…
В родном городе он узнает, что матушку Кавери отправили в дом престарелых. Он мчится туда, но выясняется, что и там ее уже нет – некая девушка забрала старушку с собой и уехала в какую-то неизвестную деревушку. Выяснив адрес, Мохан берет у своего друга машину и едет за матушкой…
Деревеньку, куда он приезжает, казалось, совсем не затронула цивилизация. Ни электричества (вернее, оно формально есть, но постоянно пропадает), ни горячей воды, ни сотовой связи, ни тем более Интернета, да и телефон один на всю деревню – на почте. Именно здесь и живет любимая матушка Кавери… Казалось бы, все просто – взять старушку и увезти отсюда подальше. Но не все так легко… На протяжении целого фильма Мохан доказывает матушке, чем жизнь в Америке лучше здешней, но постепенно начинает сам до боли любить вот эти родные места, в его сердце что-то оттаивает, становится болезненно чувствительным… Это очень глубокий по сути фильм, тут невозможно все пересказать словами…
Девушка, которая увезла матушку из дома престарелых, оказывается подругой детства Мохана – Гитой (Гаятри Джоши). Она живет в доме вместе с матушкой и своим младшим братом Чико, работает в школе учительницей. Гита отнюдь не провинциалка, она училась в Дели, имеет высшее образование, но всю свою жизнь она решила посвятить воспитанию и обучению бедных деревенских детишек, которых очень любит.
Кое-кто поначалу относится к Мохану настороженно – мол, приехал из Америки, да еще пытается жизни учить – мол, как вы плохо живете!.. Но кто-то проникается к нему искренней симпатией – так, например, почтальон, которого Мохан заворожил своими рассказами об Интернете и электронной почте, или придурковатый, но милый и забавный Миларам, мечтающий открыть собственную «забегаловку» в Америке и на полном серьезе предлагающий Мохану взять его с собой и сделать партнером по кулинарному бизнесу…
На предложение ехать в Америку матушка Кавери отвечает туманно – вроде бы не отказывает, но просит дать ей время подумать. Она хочет, чтобы Мохан САМ понял, почему невозможно уехать навсегда с этой родной земли…
Весь фильм – это грустный гимн любви своей родине, признание ее, какой бы бедной и убогой она не была, печаль от того, что эта самая родина так несчастна, слезы бессилия – и в то же время веры в лучшее будущее…
Для меня фильм складывается, как мозаика, из множества картинок, порой даже не связанных друг с другом.
…Мохан приезжает в деревню, и местные ребятишки толпой бегут за его навороченной тачкой, дивясь на это чудо света – такого они еще никогда не видели…
…Маленький Чико с гордостью рассказывает каждому встречному: «Брат Мохан приехал из Амкерики!» - на что матушка Кавери его поправляет: «Не из Амкерики, дурачок, а из Америки!» - но ведь для Чико, по большому счету, нет разницы – где она, эта загадочная и далекая «Амкерика» ли, Америка ли, - как она далеко?..
…Чико с детским любопытством и непосредственностью заглядывает в мобильный телефон Мохана – он впервые в жизни видит такую штуковину… А уж фломастеры, которые ему привез в подарок Мохан, и вовсе становятся для мальчишки чудом из чудес…
…Мохан вместе с Гитой и матушкой Кавери присутствует на совете старейшин. Для цивилизованного Мохана это в диковинку, и он с увлечением фотографирует старейшин как нечто экзотическое, о чем потом можно будет рассказывать друзьям… А для Гиты и матушки это – важное событие в жизни, где решаются по-настоящему актуальные вопросы…
…Желая помочь Гите (школа под угрозой закрытия), Мохан ездит по окрестностям и уговаривает людей отдать своих детишек в школу. Но в ответ он чаще всего слышит лишь: «Мы из другой касты, брахманы никогда не согласятся, чтобы наши дети учились вместе с их детьми…» или «У нас только девочки в семье, а зачем им ходить в школу? Девочки должны учиться домашнему хозяйству, это пригодится им в будущем, а читать и писать – пустая трата времени…»
…В деревне радостное событие – привезли кино! Зрелище убогое, такого не было даже в пионерских лагерях, в которых я отдыхала в детстве: с приходом темноты натягивается большое белое полотно вроде простыни, и на него направляется прожектор. Смотреть кино (причем фильм минимум тридцатилетней давности) приходит вся деревня – старики, взрослые и дети усаживаются прямо на земле (причем по обе стороны простыни – кто-то видит фильм «наоборот», в зеркальном отражении); они смеются, переживают, свистят и улюлюкают… И в это время гаснет свет – очередные проблемы с электричеством... Какой тут раздается стон всеобщего разочарования – не передать словами!
…К Гите приходят сваты, но она отказывает жениху, поскольку он хочет видеть в будущей жене исключительно домашнюю хозяйку, а девушка желает добиться успехов в карьере… Мохан втайне торжествует – ему не хочется, чтобы Гита выходила замуж, потому что она ему самому очень и очень нравится…
…Мохан знакомится с семьей бедного ткача. История его проста и трагична – ткач решил стать крестьянином, но крестьяне не приняли его. Таков уж суровый закон – кем ты родился, тем ты и помрешь, и нечего менять род занятия, которое тебе предначертано. Даже воды ему не дали, и весь урожай его пропал, а то, что осталось, никто не стал покупать. Несчастный ткач ютится в лачуге с женой и детьми, в доме почти нет еды, и вместе с тем поражает его гостеприимство – когда приходит Мохан, ткач тут же велит жене приготовить горячие лепешки – «гость подобен Богу»… Когда он рассказывает Мохану о своей судьбе, то не может сдержать слез… Мохан, стараясь тоже не расплакаться, отдает бедняге все имеющиеся с собой деньги – «взаймы», но оба понимают, что ткач никогда не сможет их вернуть…
…На вокзале Мохан видит худого, бедно одетого мальчишку, который бегает за проходящими поездами и предлагает пассажирам купить воду… Мохан покупает у мальчика один стакан, дрожащими руками подносит этот стакан ко рту… и больше не может сдерживать слез, плачет, как ребенок… (признаться, в это момент я уже тоже ревела белугой)
…Мохан приходит на урок Гиты, и та, желая высмеять его перед учениками, задает ему несколько вопросов по истории Индии. Мохан теряется, путается, ошибается, класс смеется и дружно его поправляет, а Гита произносит назидательно: «Прежде чем уезжать жить в другую страну, нужно хорошо знать историю собственной!» Затем дети убегают на перемену, а Мохан подходит к Гите и дает ей полные, развернутые ответы на все задаваемые ею вопросы – он все это прекрасно знал, просто притворялся… «Да, я живу в Америке, - тихо говорит он. – Но это не значит, что я обязательно должен забыть свои корни, свои истоки…»
...Стараниями Мохана в деревне, наконец-то, проводят постоянное электричество. Народ счастлив. Особенно меня умиляет кадр, когда показывают древнюю-древнюю старушку – она сидит в своей темной лачуге и смотрит на потухшую лампочку… Внезапно эта лампочка загорается, и старушка с благоговением произносит: «Электричество…» Уверена, что многие герои этого фильма – не актеры, а вполне себе реальные персонажи, деревенские люди… ну невозможно было ТАК сыграть!
…Гита, наконец-то, признает, что она тоже любит Мохана. Она хочет за него замуж, но уехать в Америку не соглашается – ей хочется, чтобы Мохан остался здесь, а когда он отказывает, горестно вздыхает: «Ты так ничего и не понял…»
…На деревенский праздник все должны придти в национальной одежде. Гита помогает Мохану облачиться в дхоти, и тот затем хвастается: на вопрос старейшин: «Неужели вы сами так красиво повязали дхоти?» он отвечает: «Да, сам, проще простого… в секунду намотал!»
…Мохан спорит со старейшинами. Те говорят ему, что Индия – лучшая в мире страна, а он спорит – она не хуже, но и не лучше других… Индия погрязла в нищете, в предрассудках… «Зато у нас есть то, чего нет у твоей хваленой Америки! Это – культура, история, традиции!» – кичатся старейшины. «Вот именно этим вы всегда и прикрываетесь – культурой, традициями…- горько бросает им Мохан. – А что лично вы сделали для современной Индии? Чем попытались улучшить ее жизнь?» «Зато ты ее хорошо «улучшаешь» - вообще уехал из страны!»
…В споре с матушкой Кавери и Гитой Мохан нечаянно роняет в разговоре «вы, индийцы…» Надо видеть его смущение и неловкость!
…Мохану пора ехать. Он и так уже задержался вместо положенных по отпуску двух недель больше чем на месяц. Он понял, что проиграл – матушка Кавери не поедет с ним в Америку, да и Гита, любимая Гита, тоже остается здесь. А его там ждет работа, запуск спутника – дело всей его жизни…
Проводить его собирается вся деревня. Мохан уже не тот, что был раньше, он во многом пересмотрел свои взгляды и понятия, но и люди в деревне благодаря ему теперь вовсе не такие пассивные – у них теперь есть электричество, школа расширяется, жизнь потихоньку налаживается. Чико дарит «брату Мохану» собственный рисунок, нарисованный теми самыми американскими фломастерами. Чудаковатый Миларам тоже приходит его проводить. «Ну что, поедешь со мной в Америку?» - спрашивает Мохан, помня о мечте парня открыть забегаловку. «Нет, - отвечает тот. – Я останусь здесь. А то получится такая ситуация, когда фонарь у твоего дома освещает сад соседа…» Среди толпы провожающих нет только Гиты – она куда-то исчезла с самого утра. Поцеловав на прощание матушку Кавери, Мохан садится за руль…
…Уже почти выехав из деревни, у самых ворот Мохан замечает одинокую печальную фигурку – Гита пришла-таки проводить его, не желая прощаться при всех… Мохан выходит из машины, обнимает ее… На память она дает ему большую шкатулку, в которую она собрала по кусочку всю Индию – ее землю, ее траву, ее цветы, ее камни… Прощание… Мохан садится обратно в машину и уезжает… В зеркальце заднего обзора Гита отражается еще долго… Мохан старается не смотреть туда, но все равно ее видит… А Гита сиротливо стоит у ворот и повторяет, как заклинание: «Обернись… обернись… обернись…» Он не оборачивается.
…После маленькой индийской деревушки Америка – это словно другой мир. И сразу видно, что теперь уже здесь Мохан чувствует себя чужаком… Когда он едет в машине по американской трассе, в зеркальце заднего вида ему мерещится Гита… Он открывает дома шкатулку – и вдыхает аромат родных полей… Он ступает босиком по паркету – а ему чудится, что ноги его погружаются в холодную воду деревенской речушки возле храма…
…Спутник запущен. Мохан благополучно справился со своими обязанностями. Работники NASA, задействованные в проекте, ликуют… И в этот торжественный момент Мохан обращается к своему начальнику с просьбой об увольнении – он возвращается обратно в Индию…
Нелогично? Неправильно? Он сбрендил, потеряв такую престижную работу и уже практически получив американское гражданство? Если вы тоже так думаете, то вы просто ничего не поняли в этой истории…
(с) Юлия Монакова
|