МЕСТЬ И ЗАКОН + + + + +

К этому фильму у меня всегда было весьма предвзятое отношение – еще ДО просмотра. Во-первых, жанр «боевик» меня никогда не привлекал. Во-вторых, к молодому актеру Амитабху Баччану я всегда относилась, мягко говоря, с прохладцей. Ну не нравился он мне, и все тут! В-третьих, в сети я прочла несколько достаточно негативных рецензий на этот фильм от тех людей-индоманов, чьему мнению я доверяю (Аша, Юлия Катран, Наташа 1313).

Что же все-таки меня подвигло на просмотр?
Во-первых, я пересмотрела свое отношение к Амитабху. Его роли в фильмах «И в печали, и в радости», «Влюбленные», «Вир и Зара. История любви» меня впечатлили.
Во-вторых, я резонно подумала, ну не может же вся Индия сходить с ума вот уже тридцать лет по совершенно паршивому фильму? Значит, все-таки в нем есть что-то, что цепляет?
Ну и, в-третьих, моя младшая сестра умудрилась посмотреть этот фильм раньше меня – по телевизору, и прожужжала мне все уши о том, какой он офигительный. А ее вкусу я доверяю… особенно, что касается вкусов на индийские фильмы – они у нас с ней совпадают на сто процентов.
Я купила этот фильм – и я не ошиблась.

Фильм замечателен сам по себе. А для 1975 года это вообще гениальное творение. Вот именно такие фильмы называют КЛАССИКОЙ.
Для меня ценность фильма – прежде всего в том, сколько там есть моментов, от которых встает ком в горле, захватывает дух и сжимается сердце. В фильме «Месть и закон» их – множество. Причем по-настоящему культовых. Там есть поистине гениальные режиссерские и сюжетные находки, которые должны войти (да пожалуй, уже и вошли) в историю кинематографа.
Прежде всего – монетка, которую постоянно подбрасывал Джай (Амитабх Баччан). «Если орел – мы доставим полицейского в больницу, если решка – бросим его и убежим…» «Если орел – то остаюсь и отстреливаюсь я, а если решка – остаешься ты…» И уже после гибели Джая его друг Виру находит эту монетку в его сжатом кулаке… В чем ее фишка? В том, что у этой монеты орел С ОБЕИХ СТОРОН… И уже после его гибели друг (да и зрители тоже) осознают, что гибель-то эта неслучайна – Джай сам подставился, оберегая своего напарника…
Второе, что сразу вспоминается – это сцена, когда Виру и Джай обвиняют бывшего полицейского инспектора в том, что он во время нападения разбойников на деревню ни разу даже не поднял ружья, не защитил их. И вот этот момент, когда Санджив Кумар сбрасывает с плеч накидку, и все видят, как у него по ветру колышутся ПУСТЫЕ рукава… Аж до мурашек!
Третье, что производит впечатление - ужасная сцена убийства семьи полицейского. Пять трупов – два сына, две невестки, маленький ребенок… И – в этой жуткой тишине – скрип все еще раскачивающихся качелей…
Четвертое - любовная линия Джай – Радха (в блестящем исполнении Амитабха и Джаи). Интересно наблюдать за этой парочкой… Тем более, что мы-то, зрители, знаем – в реальной жизни актеры являются мужем и женой… Когда я наблюдаю за чувствами этих героев, я верю им – потому что, наверное, и играть-то здесь не приходилось… Мне кажется, что эта любовная история – одна из самых удивительных в истории индийского кино – за все время своего общения герои практически не сказали друг другу ни слова. Они не говорят друг другу о своих чувствах – и, тем не менее, они оба о них знают. Джай вечерами играет на губной гармошке на крыльце, а Радха гасит фонари на веранде… Они смотрят друг на друга – и этого им достаточно…
Пятое - танец Басанти (Хема Малини). Эти кадры не могут не тронуть. Ради того, чтобы спасти своего любимого, девушка танцует на осколках стекла («Запомни - он живет, пока ты танцуешь! Остановишься – будет танцевать пуля…») Ей больно, она оставляет за собой кровавые следы, у нее кружится голова, но она все танцует и танцует… Она падает без сил, но слышит звук затвора ружья и снова через силу поднимается… И песня, кстати, тоже очень красивая.
Шестое – сцена ранения Джая. Ему стреляют в спину, и мы видим, как по его светлому костюму расплывается кровавое пятно. Но, подбежав к Виру, Джай тут поворачивается к нему лицом, чтобы тот не видел кровь на его спине, и продолжает мужественно вести перестрелку, периодически перебрасываясь с другом бодрыми репликами, хотя ему очень больно и он теряет силы…
Седьмое – сцена гибели Джая. Он умирает на руках у своего лучшего друга и напарника Виру. «Единственное, о чем я жалею – что я не буду рассказывать твоим детям сказки…»
Восьмое - сцена, когда безрукий полицейский расправляется со своим врагом. «Змею давят не руками, а ногами…» Когда поверженный враг лежит на земле, полицейский безжалостно наступает на его руку своим ботинком со специально вбитыми туда шипами – ужасный момент…
Девятое – враг убит, возмездие свершилось, и обессиленный пожилой полицейский рыдает на руках у Виру, как маленький ребенок…
И таких вот мелочей, отдельных эпизодов – море…

АКТЕРЫ
Амитабх Баччан. Молодой, красивый, очень обаятельный, очень убедительный…
Дхармендра. Милый. Очень милый. Смешной.
Хема Малини. Красавица, хоть и полновата. Танцует прекрасно, смотреть на нее интересно – живость, изменчивость.
Джая Бхадури. Очень приятная, нежная, грустная…

СЮЖЕТ И ГЕРОИ
Два друга-преступника Джай и Виру… Две девушки – деревенская красавица-болтушка Басанти и отшельница-нелюдимка Радха, вечно облаченная в траурное сари… Бандит, терроризирующий всю деревню… Бывший полицейский, лишившийся рук, но решающий посредством рук Виру и Джая отомстить за смерть своих родных… Джай погибает… Но память о нем, об их дружбе будет вечно жить в сердце Виру…

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку фильмов

Напишите мне

Hosted by uCoz