КАК Я ОБУЧАЛАСЬ ИНДИЙСКИМ ТАНЦАМ

Кто в детстве не увлекался индийскими фильмами? Сейчас почему-то принято стыдиться этого безобидного факта своей биографии – дескать, индийское кино и наивное, и слишком уж «сопливое», и ничего общего с реальностью не имеющее… Но есть там кое-что, что завораживает даже скептиков – это волшебная музыка, удивительные танцы, яркие наряды и дорогие украшения. Именно поэтому, когда мне подвернулась возможность сходить на концерт знаменитого индийского танцора Гуру Рамани Ранджан Джена, я согласилась не раздумывая.

Концерт
Выступление Гуру меня потрясло. Каждое его танцевальное па было отточено до идеала. Значение имело все – легкое движение ладони, едва заметная полуулыбка, взгляд. Танец Гуру был наполнен глубочайшим смыслом, потому что любое движение что-то обозначало. Здесь не было места ни одному постороннему, необдуманному движению. Именно этим меня и привлекали всегда индийские танцы – даже не танцы, а маленькие истории со своей завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Но что мне понравилось помимо, собственно, танцев – это вся «индийская» атмосфера. Зрители (больше, конечно, зрительницы), отнюдь не индийского, а вполне себе славянского типажа, явились на концерт в национальных костюмах – сари и шальвар-камизах, складывали ладони в традиционном приветствии («Намасте!»). На сцене торжественно зажгли ритуальную лампу, пахло индийскими благовониями, играла завораживающая восточная музыка… В подтанцовке было несколько симпатичных девушек. Исполняли они классический стиль «одисси» тоже безупречно. Каков же был мой шок, когда я узнала, что девушки эти – россиянки! В гриме, украшениях, костюмах их было не отличить от индианок. «Ни фига себе, - подумала я тогда, - это ж сколько нужно учиться, чтобы так танцевать?!» Вот тут-то добрые люди и раскрыли мне глаза – оказывается, в Москве есть школы, занимающиеся преподаванием классических стилей индийского танца, и принимают туда всех желающих. «А чего бы и мне не попробовать?» - решила я. С этого-то все и началось.

Занятие первое
Студия индийского танца «Сарасвати». Дворец культуры МГУ. Мой дебют в качестве ученицы.
Мы с подругой (одной в первый раз идти все-таки страшновато…) новички. Стоим босиком на деревянном полу. Да, занятия проводятся именно босиком – это главное условие, ведь все индийские танцовщицы выступают босые, с бубенцами-браслетами на ногах. Бубенцов пока нет, зато есть занозы – видимо, я с непривычки слишком уж усердно колошматила пятками об пол. Пытаюсь попадать в ритм, отбиваемый нашей учительницей Светланой: «Ки-та, та-та, тэ-йа, тэ-йа, тэ-йа, та», но всякая попытка присесть, подняв при этом одну ногу, заканчиваются моим трагикомичным заваливанием набок.
Разминка. Ходим «уточкой» - вприсядку, раскидывая колени в разные стороны; затем «слоном» - шевелим воображаемыми «ушами», машем руками; затем «верблюдом» - достаем ладошками (ну, кто-то достает, а кто-то и пытается) до пальцев ног; затем «петушком» - изображаем «клюв» и идем, высоко вскидывая колени. Из всех вышеперечисленных животных по своей неуклюжести мне сейчас ближе и роднее всего слон. Стараюсь не смотреть на себя в зеркало, чтобы не заработать пару десятков комплексов. Радует только сосредоточенное сопение и горестные вздохи моей подруги где-то за спиной – ей тоже нелегко…
После двух часов непрерывных притопов, прихлопов, приседаний я спускаюсь по лестнице… гм, скажем так, сильно с трудом. Ноги трясутся, натурально.
Автобус, стой! Сегодня я бежать за тобой не в состоянии. Водитель проявляет нечеловеческое терпение, не сигналит, не торопит – ждет, когда мы с подругой подползем к раскрытой двери со скоростью два сантиметра в минуту. Посадка в автобус – отдельная история, но в итоге мы все-таки плюхаемся на свободные сиденья. А завтра снова в бой…

Занятие второе
Наутро непривычные к подобной физической нагрузке мышцы болят даже там, где я думала, их вообще нет. Умираю. Целый день извожу коллег по работе своими страдальческими стонами. Сажусь на стул со скрипом и причитаниями, поднимаюсь еще более драматично. Не представляю даже, как вечером снова смогу заниматься. А приходится…
«Все умеют двигать головой?» А вот и нет, я не умею! Старательно дергаю шеей, пытаясь добиться красивого эффекта – когда голова ходит влево-вправо без всяких видимых усилий. Света объясняет: шеей здесь вихлять не надо, вся фишка в том, что надо научиться «двигаться ушами» - тянуться левым ухом влево, а правым, соответственно, - вправо. Шея остается неподвижно-прямой – именно тогда это будет смотреться красиво.
Усердно учу, как делается пранам – своеобразное полутанцевальное-полуобрядовое движение. Выполняя его, мы как бы просим прощения у земли за то, что топчем ее – именно с пранама начинается каждое занятие, и им же заканчивается. Пранам сопровождается комментариями Светланы, представляющиеся для меня диким и непонятным набором звукосочетаний: «Ножки в позиции «сама»… катакамукха… шикхара… приседаем, касаемся патаками пола…» Ножки в позиции какой?! Касаемся пола чем?!

Занятие третье
Увлеченно осваиваю «хасты мудры» - движения ладоней и пальцев рук. В индийских танцах это вообще очень важно, каждая хаста мудра что-то обозначает – бутон ли лотоса, голову ли змеи, пасть тигра, хвост павлина… От названия этих мудр в голове возникает жуткая мешанина, а уж научиться быстро складывать пальцы в нужную комбинацию – вообще задача, которая мне не по силам. Единственная комбинация, которой я владею в совершенстве, это, пожалуй, фига, но, похоже, в индийских танцах такой фигуры нет…

Занятие четвертое
А вы знаете, мышцы уже не болят, я могу приседать и оставаться на полусогнутых ногах довольно долго, не испытывая при этом дискомфорта! Занозы в ноги уже не впиваются – научилась рассчитывать силу удара. Выработала умение попадать в ритм и удерживать равновесие, а еще теперь могу удерживать на весу вытянутые в разные стороны руки в течение пяти минут (думаете, легко - а сами попробуйте!).
Пугаю домашних (особенно кота) танцами под индийскую музыку, а соседей – энергичным отбиванием ритма ногами по полу.

Занятие десятое
Делаем пранам… А запросто! Мудры? Нет ничего проще! Патака, ардхапатака, картаримукха, маюра, шукатунда, капитта, сарпасирша… Во время ударов ногами уже сама машинально отсчитываю «тэ-йа, тэ-йа…» Выражение лица во время занятий тоже соответствующее: взгляд должен быть осмысленным, не пустым и уж тем более не напряженным – все легко, как говорится, и с песней! Конечно, понимаю, насколько велика пропасть между теми людьми, которые занимаются этим уже не первый год, и мной – жалкой начинающей… Но в то же время не менее велика пропасть между мной - в первый день занятий и мной - сейчас! Ура!

Постскриптум (два месяца спустя)
А вы знаете, мне очень даже нравятся все эти танцы! Хотя они, как я теперь поняла, не имеют ничего общего с индийскими фильмами. Мы изучаем стили «бхарат натьям», «катхак», иногда встречаются элементы «одисси». А то, что танцуют актеры в кино – это такой специальный эстрадный стиль «филми». Но я ничуть не жалею, мне безумно нравится то, что мы делаем.
Восторженно замираю перед витринами со всякими красивыми штучками – звенящими браслетами, бусами, украшениями – новые бреши в зарплате!
На полном серьезе собираюсь поехать в отпуск в Индию – приобщаться, так сказать, к истокам. Да и костюм надо для танцев подходящий подобрать, несолидно как-то в спортивных штанах и футболке заниматься.
Слушаю индийские песни. Иногда даже подпеваю. Более того – иногда даже ПОНИМАЮ, о чем пою.
Увлеченно танцую не только на занятиях, но и дома.
Периодически пугаю коллег в редакции названиями «мудр» и даже иногда пытаюсь кое-что изобразить из «танцевального», очень уж нравится смотреть на их недоумевающие лица.

Индия, я люблю тебя! Намасте!

(с) Юлия Монакова

Назад на главную

Вернуться к списку статей

Напишите мне

Hosted by uCoz