Саид Дашук-Нигматуллин: ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ

Фильмография:

2004 – «Рота» реж. В.Мельников.
2004 – «Владимирский централ» реж. А. Подольский.
2004 – «Lost in mountains» (Англия) реж. Mukhadin Kandur.
2004 – «Fala Zbrodni» (Польша) реж. Krzysztof Lang.
2004 – «Охота на асфальте» реж. Розьман.
2004 – «КГБ в смокинге» реж. О. Фомин.
2004 – «Человек-амфибия» реж. А. Атанесян.
2004 – «Влюбленные-2» реж. Э. Ишмухамедов.
2003 – «Чудная долина» реж. Р. Кубаева.
2003 – «Инструктор» реж. Е. Серов.
2003 – «Сыщики-3: шерше ля бабу» реж. В. Усков/В. Краснопольский.
2002 – «Легенда об Анастасии Слуцкой» реж. Ю. Елхов.
2002 – «Моя граница» реж. А. Ростоцкий/И. Соловов.
2001 – «Даже не думай» реж. Р. Бальцер.
2000 – «Граница. Таежный роман» реж. А. Митта.
1998 – «Лима. Сорвавшиеся с цепи» (США-Беларусь) реж. М. Голан.

- Когда ты объявил родителям, что хочешь стать актером, как они отреагировали?
- Ну, мама и отчим были не в восторге. Но я был категоричен: все, пойду в театральный, вас не спрашивают! – и им ничего не оставалось, как поддержать меня. Я, конечно, благородно все отвергал – мол, мне ваша помощь не нужна, я сам поступать буду…В итоге поступал я три года подряд – как это принято, пробовал сразу во все театральные вузы. В последний раз я уже поступал целенаправленно во ВГИК, по совету моего педагога, с которым я готовился к поступлению – Всеволода Абдулова. Ну и, к тому же, там мастер был – Баталов… В самом конце, когда я уже прошел все творческие туры, все экзамены, родители мне все-таки немножко помогли. (улыбается) Мама приехала со мной – нет, она ничего не делала, она просто стояла рядом со мной, здоровалась со всеми, ее же там все знают, включая декана, она тоже ВГИК заканчивала. Может, после этого ко мне отнеслись несколько более лояльно! (смеется)
- Какие воспоминания оставили о себе студенческие годы?
- Про них можно рассказывать бесконечно долго. Я никогда не пожалел впоследствии о том, что поступил именно во ВГИК. В чем его отличие от других вузов? Например, там нет парт. Вообще. Занятия проходят в аудитории, которая представляет собой сцену и ряды. Все занятия, даже, скажем, литература, проходили у нас в этом зале. Вообще, большинство педагогов к нам, к актерам, относилось очень лояльно, невозможного не требовали, главное, хорошо знать свои профильные предметы, а общеобразовательные - иностранный язык там, или история зарубежного кино – это дело второстепенное. Иногда педагоги даже на экзаменах нам намекали – мол, мы выйдем ненадолго, а вы тут пока все подсмотрите и спишете… У нас одна девушка на каждом экзамене по литературе просто прекрасно выкручивалась: когда ее просили рассказать об авторе произведения, она начинала пространно говорить, какой это талантливый, гениальный писатель, а когда спрашивали о его произведениях, она ахала, какие они замечательные, интересные и талантливые, и какие там восхитительные герои… И ничего, прокатывало – минут через двадцать подобного рассказа у нее просили зачетку и отпускали с миром.
- Хорошие у вас преподаватели, видно, были – понимающие…
- Некоторые даже не то, что понимающие – им просто не было до нас никакого дела. Им было все равно, интересно нам учиться или нет. Помню, у нас была женщина-педагог, которая читала все свои лекции, глядя «в стол», совершенно не видя аудиторию. Однажды мы решили устроить такой эксперимент – во время ее лекции стали по одному тихонько вставать и уходить. Она продолжает невозмутимо читать… В итоге нас осталось человека три, она наконец поднимает глаза и спрашивает: «А где все?» «Да вышли, в туалет, наверное!» - отвечаем. Она кивнула и опять продолжила невозмутимо читать. (смеется) В общем, весело было! А из минусов учебы могу отметить только один – в отличие от других вузов, где учебный день ограничен какими-то рамками, у нас занятия начинались с утра и длились, порой, до поздней ночи, несколько раз даже ночевать оставались, бывало.
- Ну и как вам работалось с таким мастером, как Баталов?
- На самом деле, на первых курсах он у нас появлялся нечасто – был такой период, когда ему делали операции за границей. Но я вот что скажу: один час с Баталовым равнялся десяти часам с любым другим педагогом. Хотя у Баталова была такая привычка – приходить за два дня до очередного экзамена и менять буквально все – мол, все это фигня, давайте сделаем по-другому, и мы все ходили в шоке – несколько месяцев репетировали одно, а теперь надо за два дня надо было сделать совсем другое! Но он, конечно, настоящий Мастер.
- Играть в кино ты начал, еще будучи студентом?
- На самом деле, сниматься я начал еще до института. Мама и отчим у меня – режиссеры, все свое детство я провел на «Беларусьфильме» (мы из Белоруссии), постоянно снимался в каких-то массовках, эпизодах, меня там все знали… Такой вот «ребенок с киностудии». Ну, а свою первую более-менее крупную роль я получил, учась на втором курсе: снялся у Александра Митты в фильме «Граница. Таежный роман» - им как раз нужен был мальчик восточной внешности.
- То есть, на тебя случайно вышли?
- Фактически, да. Хотя я всегда, сколько себя помню, бегал по киностудиям и оставляя всюду свои фотографии. В принципе, я это делаю до сих пор и ничего плохого в этом нее вижу. Я не упускал ни одного кастинга, ни одной пробы. Курсе на третьем я начал сниматься уже совсем активно. Преподаватели к этому относились, в принципе, благосклонно – отпускали без проблем, но уже в каких-то крупных институтских проектах я стал меньше участвовать, мне не давали главные роли и так далее.
- Ихтиандр в фильме «Человек-амфибия» был твоей первой главной ролью?
- Да, это была действительно интересная роль, была командировка, были насыщенные съемки, знаменитый режиссер… Но, честно сказать, эта картина для меня не стоит превыше всех остальных. Было потом еще много ролей – пусть не главных, но, несомненно, более ценных и дорогих для меня.
- А какая из сыгранных ролей у тебя самая любимая?
- На сегодняшний день? Пожалуй, не самая любимая, а самая удавшаяся – это роль в польском сериале «Фала збродни». Очень хорошая группа, хорошая атмосфера на площадке – мне кажется, я там раскрылся полностью. Режиссер никогда не заставлял меня играть так, как он хочет – он делал так, что я сам доходил до того, как надо играть. До сих пор мне пишут письма поклонники из Польши, а я сам, если честно, этого фильма пока и не видел.
- А что за роль там у тебя?
- Я там играю бандита, русского мафиози. В первой части сериала главного бандита сыграл Фархад Махмудов, по сценарию его убивают – и тут появляется его младший брат, то есть я. Я на него похож, нас даже на съемочной площадке частенько путали – его звали Саидом, а меня – Фархадом! В первый же съемочный день мы снимали самую сложную сцену – как меня убивают. Это сложно описать, но сцена получилась очень интересной! Я по сценарию похищаю сына главного героя, и герой, прежде чем меня убить, должен спасти своего ребенка, а я над ним всячески издеваюсь – в общем, мерзавец тот еще! Сначала придумали, что меня убивают выстрелом в голову, но потом решили, что это не эстетично, поэтому «стреляли» мне в грудь. В общем, убили меня красиво!
- На каком языке ты играл?
- Ну, поскольку я – русская мафия, то со своими подчиненными я разговаривал по-русски. С колумбийцами общался по-английски, а с поляками уже по-польски.
- Злодеев играть интереснее, чем положительных героев?
- Конечно, интереснее! В негодяях есть, что играть – это главное!
- Чем ты сейчас занят, где снимаешься?
- Да вот, назревают одни пробы, очень многообещающие… Совместный проект с Бразилией, Наталья Орейро в главной роли. Режиссеру я очень понравился, но по договору, Орейро сама утверждает всех своих партнеров. Я пробуюсь там на роль испанского футболиста.
- Какие у тебя отношения с поклонниками?
- Ну, не сказать, что у меня так уж много поклонников! (смеется) По крайней мере, по улицам могу ходить спокойно. На самом деле, у многих при виде меня такая реакция – они просто чувствуют, что где-то меня видели, а вспомнить не могут, или я им кого-то обязательно напоминаю. Вот недавно был я на одном концерте, ко мне подбегает девушка и просит автограф: «Ой, вы Фархад Махмудов?!» Я ей деликатно объяснил, что она ошиблась, хотя Фархада я тоже знаю, но она, кажется, не поверила и обиделась… А вот сейчас мне пишут письма поклонницы из Польши. Сначала я добросовестно отвечал на их письма, но потом их стало все больше и больше, и уже начинались какие-то претензии: не напишу дня два, тут же забрасывают меня тревожными письмами: «А почему ты мне долго не пишешь?», «Ты еще жив?», «Ответь мне, я тебя так люблю!»
- У тебя есть кумиры в мировом кинематографе?
- Мне очень много актеров нравится. Джеки Чан, например. Роберт Де Ниро – я очень большой его поклонник. Нравится Том Хэнкс, потому что в каждом фильме он абсолютно разный, а многие наши актеры в разных фильмах одни и те же, у них сплошные штампы. Если и были у нас по-настоящему талантливые актеры, то раньше – Алиса Фрейндлих, например… Раньше, допустим, было два-три героя, которых весь мир обожал. А сейчас таких вот «героев» расплодилось великое множество. Идет искусственная раскрутка искусственных звезд – взять ту же «Фабрику звезд», само название «фабрика» говорит о многом. Настоящим «героем» сейчас стать невозможно… ну, может быть, только в том случае, если все «звезды», не дай бог, помрут, и ты останешься один. А больше всего меня поражает, как у многих молодых актеров, снявшихся в одном каком-нибудь заштатном фильме, стремительно прогрессирует звездная болезнь. Начинает разговаривать свысока, всем твердить о своей гениальности… дай бог, если через некоторое время это проходит.

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку интервью

Напишите мне

Hosted by uCoz