ДИНА РУБИНА "СИНДРОМ ПЕТРУШКИ"
Почерк Рубиной!
Читала урывками, ибо на руках грудной младенец. Поэтому старалась читать пусть помалу, но вдумчиво, не пропуская ни слова, ни мысли. Процесс затянулся. Обычно книги Рубиной я "глотаю".
По эмоциям - это просто НЕЧТО.
Много уже начиталась о том, что Рубина "повторяется" и "халтурит". По поводу повторов - да, действительно, можно встретить в тексте и сюжетные какие-то "знакомости" (родовые проклятия, злой рок, артефакты, инцесты), и среди персонажей "ба! знакомые все лица", и среди характеров (тот же Петя одновременно напоминал мне и Захара Кордовина из "Голубки...", и карлика Люсио из "Последнего кабана..."). Не стану пытаться их всех нудно сосчитать и перечислить - да и стоит ли препарировать такой чудесный в целом текст?..
Вы знаете, я бы сравнила Дину Ильиничну с искусным кулинаром в изысканном ресторане. И то, что она использует в разных книнх одни и те же - видимо, очень полюбившиеся ей - приемы, напоминает мне шеф-повара высокого классса, который, чтобы поразить своим мастерством гурманов, добавляет в каждое новое блюдо полюбившиеся и известные только ему приправы и пряности - те, которые использует только он. Это именно его стиль. И блюдо в итоге получается незабываемым, хоть и другим, непохожим на предыдущее в целом. Но фирменный "почерк автора" остается. Надеюсь, достаточно понятно выразилась...
Ну, а уж о "халтуре" даже говорить смешно. По-моему, Дина Ильинична - писатель такого уровня, что может себе позволить эту роскошь - писать так, как хочет и что хочет. Ей просто незачем "заигрывать" с публикой. У Рубиной текст живет, болит, дышит и плачет. И если книжка у кого-то "не пошла" - это не повод бросаться с кулаками на автора; скорее всего, просто ВЫ не понравились этой книге;)
О героях. Все, конечно, неоднозначные, кто с двойным, кто с тройным дном - те еще "Корчмари"! Откровенный злодей тут, пожалуй, разве что адвокат Вильковский. Остальные - очень и очень неоднозначны. И отец главного героя (Ромка-Трикстер), и сам Петя - он же гений, он же серьезно психически больной человек, кроме шуток, там диагноз на диагнозе вкупе с букетом детских еще комплексов, да даже воровка Вися... Однозначная жертва - разве что Лиза. Мученица. Несчастная мать, родившая ребенка-инвалида, который затем умер (Не дай Бог. Никому из нас. Никогда в жизни) и сошедшая с ума на этой почве (даже в период ремиссии ежедневно на таблетках). У меня ком в горле стоял от жалости к ней все время, да ей-богу, та же Аня из "Почерка Леонардо" или Вера из "На солнечной стороне улицы" куда более "злостные" персонажи, которых вроде и жалко, и вроде местами прибить хочется...
Я, кстати, когда начинала читать, очень боялась аналогий с "Тремя толстяками" - это одна из моих любимейших сказок. Слава Богу, не нашла:) Ну, упоминание Юрия Олеши (да еще в каком самоироничном контексте, Рубина подшучивает сама на собой - эпизодическая роль писательницы и опасения, как бы она не изгадила своим романом такой "чудесный эпиграф"). Но сама сказка там не прослеживается. Книги совсем о разном. Мальчик Тутси был вынужден играть с куклой-копией девочки, но мечтал о живых детях. А Петя с детства знал живую Лизу - но все время желал видеть ее своей КУКЛОЙ.
Считаю лирической кульминацией книги сахалинское письмо Пети - Борису. Плакала, читая его. Многие герои тогда открываются полнее, с неожиданной стороны...
Сюжетная кульминация - ночной клуб. Прага. Очень боялась концовки. Очень. Не могла себя заставить начать читать про выступление в клубе. Уже понимала, что произойдет какая-то трагедия. Тянула до последнего, несмотря на жгучее желание узнать, что же будет...
Раскрывать концовку не буду, и так уже много сказала.
Роман великолепен. Буду рекомендовать всем своим друзьям.
30 ноября 2010 года
(с) Юлия Монакова
|