КАК Я ЗАГЛЯДЫВАЛА В "ОКНА"

Одно из самых скандальных и рейтинговых шоу нашего телевидения – несомненно, «Окна» с Дмитрием Нагиевым. С самого первого выпуска ведутся бесконечные споры о том, подсадные там герои или реальные люди; стольких скандалов и драк, возникающих во время эфира (якобы стихийно), нет ни в одной другой телевизионной передаче, а харизматичный ведущий пользуется безумной популярностью у дам от двенадцати до семидесяти лет. Поэтому, когда моя подруга успешно прошла кастинг на участие в этой программе и пригласила меня в качестве «группы поддержки», я согласилась не раздумывая!

Десять утра. Учитывая то, что сегодня воскресенье – слишком раннее утро, ибо неудержимо хочется спать после удачно проведенной субботы. Вообще-то, съемки начинаются около двенадцати часов, но подруге велено придти пораньше, чтобы отрепетировать свою роль, и я ее преданно сопровождаю.
В холле волнуется толпа народа – очевидно, тоже пришли на съемки. Мы с подругой быстро проходим внутрь, за «вертушку», в святая святых (мы крутые, у нас приглашения!), а толпа начинает возмущаться – мол, что за дела, мы тут с девяти утра стоим, а эти только подошли!
- Они участники, - утихомиривает толпу охранник, - а вы – обычные зрители… Не волнуйтесь, все равно все пройдут!
Внутри подружка вдруг с воплями кидается на шею какому-то мужичку лет сорока пяти.
- Папа!!!
- Дочка!..
Далее происходит сцена в духе индийских фильмов – объятия и поцелуи. Зная совершенно точно, что данный мужчинка быть ее папой никак не может, молча стою и жду разъяснений.
Оказывается, они будут сегодня играть папу и дочку – вот вам и реальные участники шоу! По сценарию, моя подружка должна исполнить роль молодой, красивой, но слишком простодушной девушки Юлии (к слову, подругу зовут совсем даже не Юля), которая связалась с авантюристом, а папа наставляет ее на пусть истинный. Знакомлюсь и с другими участниками сюжета – «парнем» подруги и его «братом».
Появляется редактор, он же – автор сюжета – Борис Горлов, приглашает всех «артистов» проследовать в гримерную, а затем на репетицию. Меня же торжественно препровождают в пустую еще студию, где предлагают занять любое место (великое дело – блат: как подругу героини, меня пустили в зал чуть ли не самой первой). Решаю, что если уж наглеть, то наглеть, и устраиваюсь в первом ряду.

Зал постепенно заполняется. Основной контингент, как я поняла – домохозяйки и пенсионерки (те, которые привыкли к бразильско-мексиканским страстям по телевизору и ищут подобные острые ощущения в российской действительности), но встречается и молодежь. Народ все прибывает и прибывает. Некоторым уже начинает не хватать стульев, пришедших компаниями и даже парочками начинают рассаживать по разным местам – «знаете, сколько у нас тут таких «вдвоем»!»
В ожидании съемки публика негромко переговаривается между собой. Судя по отрывочным сведениям, многие – завсегдатаи этой студии, это у них уже хобби такое – ходить на «Окна». Есть несколько явных фанаток Нагиева – говорят только о нем и ждут только его.
- А вы из какой публики? – толкнув меня локтем, спрашивает аккуратная седенькая старушка. – Из говорящей или из молчащей?
Мычу в ответ что-то маловразумительное – а кто его знает, из какой я публики… может, меня и потянет высказаться в эфире… а может, и нет. Но бабуля охлаждает мой пыл – оказывается, если я заранее не проходила кастинг, никто мне слова сказать в эфире не даст. Реплики из зала, как и роли приглашенных «героев», тоже написаны заранее – от начала и до конца, и за это даже платят – двести рублей за реплику. После игры я специально подсчитала: один активный дедок из «говорящей» публики заработал за этот день не меньше тысячи рублей!

Наконец все вроде бы рассаживаются. Начинается процесс съемок. Все зрителям строго велят выплюнуть жвачки и отключить мобильники. Сначала снимают зал – просто зал, зрительские лица (крупные планы), аплодисменты и улыбки. Представляете, как это выглядит смешно – сидят люди в студии и просто так тупо улыбаются и хлопают в камеры.
- Вы еще ногами потопайте, посвистите, - подбадривает режиссер. Естественно, когда нужно было весело улыбаться в камеру, у меня улыбка сама собой сползла с лица, а когда, наоборот, потребовалось хлопать с серьезной миной, меня пробило на «хи-хи» - ой, боюсь, меня вырежут из эфира как не соответствующую формату!

Ну вот, наконец, наступает время для основного действа. В студию под восхищенные шепот и попискивание поклонниц вальяжно вплывает Дмитрий Нагиев. Попутно он ведет, обнимая за плечи, какую-то девочку, которой не хватило места и она чуть не плачет. Небрежным кивком Нагиев говорит кому-то из своих помощников:
- Усадите… сироту.
Тут же притаскивается дополнительный стул.
- Как настроение? – негромко спрашивает Нагиев у зала (это вообще его стиль – говорить вполголоса, потому что все внимают ему в благоговейном молчании). Зал бодро крякает в виде приветствия, показывая, что настроение, мол, отличное.
- Сейчас испортим, - обещает Дмитрий. – Есть в студии кто-нибудь, кто впервые на съемках?
Вместе со мной руки поднимает еще человек пять.
- Такие еще есть? – Нагиев удивлен. – Ну так вот слушайте. Многие считают, что у нас в программе участвуют подсадные герои - это неправда, не верьте журналистам. Все настоящие.
Позвольте, а как же сценарий, который я лично держала в руках? Там все расписано черным по белому – кто что играет, кто что говорит, в каком месте нужно пустить слезу, а в каком спровоцировать ссору… Ну-ну, мели, Емеля…
- Ни я, ни режиссер, ни один человек в нашей студии не может знать, что произойдет в следующую секунду, - продолжает Нагиев. (Спорим на сто баксов, что я угадаю, чем закончится история с моей подругой?)
- Если возникнет драка, будьте внимательны – она может перейти на зрительские ряды, - предупреждает ведущий (нет уж, увольте… понимаю, что драка если и будет, то ее спровоцируют искусственно, но даже в «ненастоящей» потасовке участвовать бы не хотелось).
Затем Нагиев скрывается за символической дверью – по команде режиссера она открывается и шоу стартует. Итак, поехали! Съемки начались.

К чести данной программы следует отметить, что съемки ведутся в режиме прямого эфира – то есть, вот такого, чтобы «Камера, стоп! Переписываем этот диалог с Марь-Иванной заново!» - не бывает. Все снимается одним дублем. Но от этого подсадные герои настоящими не становятся, и фальшь все равно бьет в глаза – ведь, как правило, в съемках задействованы не профессиональные актеры, а просто люди с улицы, прошедшие кастинг.

Всего в этот день снималось шесть сюжетов – по три на один выпуск.

Первый – про однофамильца Кашпировского, которого все принимали за его сына, и он даже пытался исцелять людей, но потом, когда все узнали правду, лже-Кашпировскому здорово намяли бока. В этом сюжете играли плохо почти все, и смотреть на это была весьма противно и одновременно смешно. Особенно меня порадовал момент, когда из-за ширмы в студию выбежала полненькая старушонка и начала кричать «Кашпировскому»:
- Сыночек, наконец-то я тебя нашла! – а затем без перерыва начал шлепать его по рукам и приговаривать:
- Как ты смел уехать! – просто как в плохом сериале.
- Мама! – фальшиво воскликнул Кашпировский, театрально схватившись за сердце.– Как же ты меня разыскала?
Дальше было совсем смешно. Оказалось, что якобы настоящая фамилия героя – не Кашпировский, а Свиноухов. Нагиев резюмировал весь этот фарс словами что-то типа «Неважно, какая у тебя фамилия, главное – чтоб человек был хороший!»
Сцена «драки» была тоже явно поставлена от начала и до конца, плюс ко всему вовремя вмешалась охрана и растащила забияк в разные стороны (те не особо-то и сопротивлялись).

Второй сюжет – вообще умереть. Про то, как отец не пожелал отдать заначенную им водку на свадьбу дочери. Позже выяснилось, что водка заговоренная, и кто ее хлебнет – больше вообще пить не будет.

Третий сюжет – о дружбе двух парней, один из которых собрался жениться, а второй его всячески отговаривал. Держитесь за стул, если сидите – отговаривал потому, что оказался нетрадиционной ориентации и любил своего друга совсем не по-дружески.

Далее наступил пятиминутный перерыв в съемках. Нагиев вышел в народ – то есть бродил по студии, разговаривал с поклонницами… Проходя мимо меня, невзначай подергал меня за браслет на руке. Это ему почему-то показалось забавным, и всякий раз проходя мимо меня, он дергал за мои несчастные браслеты. Все-таки, зря я села в первом ряду…
Затем он спросил мою соседку, теребящую в руках какой-то блестящий мешочек:
- Что это у тебя? – вообще, обращение на «ты» к людям любого возраста – это фишка Нагиева. Такая вот обаятельная бесцеремонность. Весьма харизматичный и циничный, ведущий производит впечатление опасного, нагловатого и в том же время очень привлекательного человека.
- Это подарок для тебя, Дима, - млея от восторга, проблеяла она.
- А чего не отдаешь-то?
- Потом… после съемок, - запинаясь, пробормотала она, не веря, видимо, своему счастью – сам Дмитрий Нагиев с ней разговаривает.
- После съемок ты можешь меня не поймать, - он пожал плечами и отошел.

Начался второй блок записи программы.

Первый сюжет – о биологическом возрасте. Пятидесятилетний человек собрался жениться, а мамочка всячески препятствовала этому браку, мотивируя тем, что сын больной и слабый. Потенциальная невеста прямо в студии доказывала дееспособность жениха, заставляя его выполнять всяческие физические выкрутасы типа стояния на одной ноге с закрытыми глазами или наклонов вперед с упором ладоней в пол. Нагиев привлек к этому испытанию своих охранников («Может, вас уволить пора, вдруг вам биологически уже по семьдесят лет?!»), затем проверился сам («Я еще о-го-го!»), проверил девочку лет пятнадцати из зрителей («Ты старая перечница!») – в общем, оживил ситуацию до безобразия.

Второй сюжет был о ссоре двух подруг – одна из них закрутила роман с сыном другой, который работал стриптизером. Вот этот сюжет хотелось бы отметить – все было очень натурально! И если бы после съемок я лично не пообщалась с мальчиком-«стриптизером», когда он признался мне, что зарабатывает деньги участием в ток-шоу, я, быть может, засомневалась бы – а вдруг и правда реальные люди с реальными историями, а не вымышленные персонажи? Одна из героинь, спускаясь по ступенькам в студию, споткнулась и чуть не упала, я даже пожалела женщину – мол, неловко вышло. Правда, потом мне объяснили, что иногда героев специально просят спотыкаться и падать – это придает жизненности, естественности, повышает рейтинг (видимо, это в целях повышения рейтинга одна бабуля чуть ступеньки не продавила своей тяжестью!).

Ну и, наконец, сюжет с парнем-авантюристом, в котором снималась моя подруга, был последним. То ли мое мнение субъективно, то ли подруга и правда талантливо сыграла свою роль – у нее так естественно получалось возмущение: «Папа, я его люблю, он не может быть мошенником или бандитом, я знаю!» Очень натурально «брат» завопил вслед моей подруге, которая якобы разнервничалась и покинула студию:
- Кольцо-то верни!!!
В общем, ни подружка, ни ее коллеги не подкачали.
Самое смешное было потом, когда бывшие враги – подруга, «парень», «брат» и «папа» весело стояли все вместе в курилке и радостно обсуждали подробности съемок, и морду никто никому бить не собирался.
- Ну, как я сыграл? – гордо спросил меня «папа».
- Супер! – совершено искренне ответила я.
- Я этим уже много лет на жизнь зарабатываю, - поделился «папа». – В «Большой стирке» снимался, в эпизодах в «Спецназе» и «Ландыше серебристом», во всяких телевизионных опросах, в рекламах… Если хочешь, дам тебе телефончик одной ТВ-программы, там скоро тоже кастинг начнется – сходи, поучаствуй, неплохие деньги платят! Вас тоже касается, - обернулся он к «дочке» и ее «жениху».
Разговорились также и с «братом». Сеня – первокурсник Московского университета культуры. Родом он из Челябинска, живет в общаге («Вчера комменда опять напилась и ходила по коридорам, колядовала… а нам, кроме лапши растворимой, и дать-то ей нечего!»). Съемка в «Окнах» принесла ему тысячу рублей плюс двести рублей премии за хорошую игру («Ура! – радовался парень, - иду покупать билет на поезд домой!»). Ребята были совершенно счастливы – еще бы, и первый заработок, и дебют на телевидении – все тут же начали названивать домой и возбужденно кричать в трубку: «Мам, я снялся в «Окнах»!
А зрители, выползая студии на свежий морозный воздух, уже увлеченно обсуждали, когда в следующий раз они пойдут на съемки очередной программы…

Когда я позже рассказала одной подруге о съемках, она поморщилась: «Дурят людей почем зря…» Но, по-моему, зрительская аудитория сама с удовольствием глотает эту наживку – «ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад!» И поэтому – шоу продолжается…

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку статей

Напишите мне

Hosted by uCoz