НЕПОХИЩЕННАЯ НЕВЕСТА + + + + +
Фильм это делится для меня на две половины. Первая часть – чистенькая отстиранная Европа, мини-юбки, вечеринки, приколы, пиво и развлечения молодежи. Ощущения, что смотришь индийский фильм, практически нет, если бы не песни. Вторая часть – Индия, с ее буйным колоритом, во всей красе своих обычаев и культурных традиций. Главная героиня скромно облачается в сари и покорно склоняет главу перед волей родителей… Как-то она слишком быстро перестала быть англичанкой, если учесть, что прожила в Лондоне около двадцати лет! Но общее впечатление очень сильное, фильм милый и безумно смешной, музыка классная, сюжет занимательный… Вот только очень уж этот фильм длиннющий, я его смотрела в три захода, и не потому, что мне было неинтересно – чисто физически было тяжело более трех часов сидеть перед экраном.
АКТЕРЫ
Впервые увидела дуэт Каджол – Шахрукх Кхан именно в этом фильме. Понравились оба. Хочется отметить, что длинные вечерние платья с открытой спиной, шляпки и короткие юбочки в этом фильме идут Каджол больше, чем традиционные сари и украшения. И волосы ей лучше не распускать, а собирать в прическу – так она милее выглядит. С радостью узрела своего любимого индийского злодея – Амриша Пури, который в этом фильме сыграл такого, в общем-то, ничего дядьку… Анупам Кхер здесь снова такой жизнерадостный клоун, ну, физиономия у него такая, что ли… Про остальных актеров сказать ничего не могу, ну вот разве что про того парня, который сыграл жениха Симран. Такой откровенно чистый типаж недалекого деревенского парня, любителя девушек, выпивки, охоты и имеющий склонность к садизму. Мне кажется, эту роль можно было сыграть поинтереснее.
СЮЖЕТ
Живет себе в Лондоне индийский эмигрант (Амриш Пури) с семьей, владеет небольшим магазинчиком, где можно купить все – от аспирина до пива. И вроде бы все хорошо, и дела идут, и жена у него заботливая и понимающая, и две дочки, умницы и красавицы… Да только он тоскует по оставленной им Индии, ему снятся родные просторы (не конфеты), он бредит запахом свежеиспеченного кукурузного хлеба… А тут еще старый друг из Индии присылает ему письмо – мол, давай уже, возвращайся, и помнишь ли ты наш уговор поженить твою старшенькую Симран и моего сыночка? Амриш стучит от радости в барабаны и принимает шок «старшенькой» всего лишь за девичью скромность. На самом-то деле, девушке вовсе не улыбается перспектива выходить замуж неизвестно за кого, да и в Англии она чувствует себя вполне комфортно… В качестве компенсации дочка выпрашивает у папеньки экскурсионную поездку в Европу на месяц в компании подруг, а уж потом и замуж можно...
Тем временем в этом самом Лондоне живет другой индийский эмигрант, придурковатый миллионер (Анупам Кхер). И есть у него единственный обожаемый сыночек Радж (Шахрукх), который завалил все экзамены в университете, поскольку был занят вечеринками с друзьями. Кроме того, Радж уже успел схлестнуться в магазине с отцом Симран, еще не подозревая, что этот мужик – папашка девушки его мечты. Апофеоз – Радж также отправился в путешествие по Европе с друзьями, как и Симран с подругами. Ну, все зрители уже давно поняли, что Симран и Радж созданы друг для друга, тем более, что сценаристы не собираются этого скрывать. Когда Симран говорит о том, что еще не встретила парня своей мечты, но точно знает, что он где-то есть, тут же показывают Раджа. Когда Радж и Симран, еще не знакомые, встречаются на улице и проходят друг мимо друга, оператор многозначительно замедляет кадр. Когда Симран бежит, опаздывая на поезд, Радж с подножки уходящего вагона протягивает ей руку – и их соединившиеся руки показывают крупным планом… В общем, и дураку понятно, что тут будет любовь! Правда, Симран еще будет всячески кобениться и демонстрировать свое «фи» по отношению к приставучему парню, игнорируя его многочисленные комплименты по поводу красоты ее глаз и губ. Но девушка лукавит – ведь Радж втайне ей самой очень-очень нравится. А потом и Радж вроде бы теряет к ней интерес, но на самом-то деле, он берется за другую тактику обольщения. Ведь для девушки нет ничего хуже, чем осознать, что ею пренебрегли. Здесь в жизни героев происходит множество забавных случаев, которые вызывают у меня улыбку и желание пересматривать эти кадры еще много раз.
Например, мне очень нравится сцена на вечеринке в Париже: услышав краем уха, как Радж заливается соловьем перед ее подругой, что он виртуозно играет на рояле, Симран немедленно выходит к микрофону и, злорадно улыбаясь, объявляет: у нас, дескать, в гостях знаменитый пианист, и не будет ли он так любезен сыграть для собравшихся что-нибудь? Надо видеть лицо Раджа, когда он под аплодисменты бредет на сцену, натянуто улыбается и бормочет сквозь зубы: «Ненавижу девушек!..» Затем – дикая какофония звуков, извлекаемая парнем из несчастного рояля, когда он играет на нем всеми частыми тела… Пауза… В гробовой тишине Симран язвительно хлопает в ладоши, всем своим видом демонстрируя презрение к этому человечишке, и поворачивается, чтобы уйти… И в это время ей вслед льются нежнейшие звуки: Радж как ни в чем ни бывало сидит за роялем и превосходно играет, весь такой серьезный и сосредоточенный… Мораль: не надо всегда думать, что твой ближний глупее тебя!
Или вот еще классный момент: Радж и Симран танцуют, девушка всем своим видом демонстрирует, как ей наскучил этот кривляка и как она зла на него за то, что он вытащил ее на сцену… И в это время музыка заканчивается, Радж просто выпускает из рук Симран, которая находилась в его страстных объятиях, и девушка, оставшись без поддержки, шумно грохается на пол, а парень уходит как ни в чем не бывало!
Нравится мне также сцена, когда Радж с друзьями дарит Симран цветочек в знак примирения – мол, виноват, был не прав, исправлюсь… Симран принимает подарок с самым что ни на есть снисходительным видом – мол, ох, как ты мне надоел, ну так уж и быть, давай сюда свой противный цветок… И в этот момент Радж нажимает что-то в этом самом цветочке, и оттуда прямо в лицо Симран брызжет струя воды! Девушка в шоке, а толпа гогочущих идиотов уже далеко.
Нравится, как Симран пытается купить в лавке колокольчик. Из-за возникшего прямо перед ней Раджа, нарочно затеявшего длинную дискуссию с хозяином, она опаздывает на поезд в Цюрих.
Нравится, когда Радж пытается ее задержать и нечаянно рвет ее платье на спине – на это раз действительно не специально! – а затем запихивает кусок материи себе в рот, чтобы скрыть преступление.
Нравится, когда Симран без документов чуть было не отправляют в полицию, но появившийся вовремя Радж разыгрывает целую сцену: он вопит: «Ах, дорогая моя женушка, наконец-то я тебя нашел!» и усыпляет подозрения полицейских, которые отпускают «супругов» подобру-поздорову.
Вот здесь, после многочисленных прикольных и нелепых ситуаций, и рождается фраза, с легкой руки Раджа ставшая крылатой: «Ничего, сеньорита. В больших городах случаются маленькие неприятности!»
Постепенно чувства молодых людей становятся более глубокими, они уже не просто подтрунивают друг над другом – они начинают вести серьезные задушевные разговоры, делиться своими планами и мечтами… Вот здесь-то Радж и узнает, что Симран скоро должна выйти замуж. И он понимает, что он почему-то очень не хочет этого… А Симран тоже ждет чего-то от молодого человека – ждет какого-то признания, надеется, что он откроет ей свое сердце… Но Радж трусит в самый ответственный момент – уже начав признаваться ей в любви, он тут же начинает безудержно хохотать – типа, это я так пошутил, а ты и поверила, дурочка, и видела бы ты сейчас свое лицо… Естественно, девушка страшно обижается на его глупую шутку, а больше времени поговорить о чувствах у них нет – путешествие по Европе подходит к концу, пора возвращаться домой…
Очень трогательная сцена их прощания на вокзале. Они стоят рядом, смотрят друг на друга, и им пора разъезжаться в разные стороны… «Дай мне свой адрес, - дрогнувшим голосом произносит она. – Я вышлю тебе приглашение на свадьбу…» В ответ – внимательный взгляд и серьезное, совсем не шутливое, не свойственное ему: «Нет, Симран, я не приеду…» А потом они отправляются каждый к себе домой, по отдельности, но не перестают думать друг о друге…
Далее - море событий: отец Симран узнает, что она влюбилась, он в ярости, настаивает на немедленном отъезде семьи в Индию, чтобы там начать подготовку к свадьбе дочери; тем временем Радж рассказывает о Симран своему отцу, и тот советует ему не быть дурнем, а пойти и разыскать эту девушку – плевать, что она чья-то невеста, ведь главное, Симран и Радж любят друг друга!
Радж на крыльях любви прилетает к дому Симран, но тот пустует, и соседи сообщают ему, что хозяин со всеми домочадцами уехал в Индию… Радж растерян и опустошен – он опоздал… И в этот момент он замечает знак, который, словно надеясь на что-то, подала ему Симран – к двери привязан тот самый колокольчик, который она покупала в лавочке и из-за которого опоздала тогда вместе с Раджем на поезд в Цюрих… «Я приду!» – обещает Радж, и на этом первая серия заканчивается.
Вторая часть фильма – экзотическая Индия. Молитвы, традиционные песнопения, яркие национальные одежды, блюда индийской кухни… Симран задумчива и грустна, мать жалеет ее, а отец злится, что она все никак не забудет того парня, с которым познакомилась во время путешествия. У бедняжки уже начинаются слуховые галлюцинации: ей постоянно мерещится, что Радж играет на своей - блин, не знаю, как называется этот музыкальный инструмент – балалайке? ситаре? домбре? Однажды, проснувшись от этих звуков, она, не выдержав, бежит в поле, чтобы там поплакать вдоволь… И там встречает Раджа собственной персоной! После первых восторгов, признаний, объятий и слез перед влюбленными встает вопрос: а что делать дальше? Симран готова на все: она согласна даже убежать из дома и умоляет Раджа увезти ее отсюда. Но Радж не согласен: он не хочет похищать ее, он хочет, чтобы ее отец дал согласие на брак добровольно. Они сходятся на том, что она не мешает Раджу осуществлять его задумку, а он хочет, ни много ни мало, влюбить себя всех родственников и друзей Симран, чтобы они сами ратовали за их брак. Отныне они делают вид, что не знакомы друг с другом, чтобы не вызывать подозрений, и Радж с усердием берется за дело.
Сначала он подстраивает свое знакомство на охоте с женихом Симран – фактически спасает ему жизнь. Затем он плетет женишку историю о том, что он якобы приехал сюда для того, чтобы построить фабрику; тот развешивает уши и предлагает Раджу пожить у него, а не в гостинице – «ведь ты мой друг!»
Далее Радж очаровывает по списку: родителей жениха, его младшую сестренку, родственников Симран (даже ее папашу, который, хоть и узнал в парне того раздолбая, с которым поцапался у себя в лондонском магазине, зла на него не держит, поскольку не знает, что именно этот парниша – возлюбленный его доченьки). Процесс очаровывания долгий и небезынтересный, но описывать его я не буду. В целом, все идет успешно. Дело немного запутывается, когда на подмогу сыночку из Англии приезжает придурковатый Кхер и нечаянно дает согласие на брак Раджа и сестры жениха, думая, что она и есть Симран.
А затем наступает время открытий, когда о любви Раджа и Симран нечаянно узнают все. И все идет наперекосяк. Папаша Симран в ярости, жених готов убить Раджа на месте, родители и друзья жениха с ним солидарны, сестра жениха мучается, поскольку уже успела влюбиться в Раджа, Симран плачет, мама ее жалеет, в общем, форменный дурдом!
В результате долгих скандальных разборок, слез и ругательств действие перемещается на местный вокзал, где Радж, готовый признать свое поражение, отбывает с папашей Кхером из Индии.
Как шутили в свое время кавээнщики, ситуация накаляется – на сцене появляются все участники драмы, все ищут виноватого… долго искать не приходится! В итоге жених с друзьями с удовольствием избивают Раджа (я же говорила, что в нем явно выраженные садистские наклонности) на глазах благодарной публики.
И, казалось бы, все кончено – Радж уже стоит в тамбуре вагона, такой присмиревший и ощутимо побитый, Симран тоже здесь, на вокзале, но отец не пускает ее к Раджу, отчего она уже бьется в истерике… И поезд уже трогается… Но вдруг (а как же в индийских фильмах без этого «вдруг») у отца Симран что-то в сердце дрогнуло, и он отпускает руку своей дочери, предоставляя ей свободу: «Беги, дочка…» Сначала девушка, вся зареванная и плохо соображающая, даже не понимает, что папашка, наконец-то, дал добро. А поезд между тем набирает скорость. В конце концов до Симран доходит, что к чему. Актриса гениально сыграла этот эпизод: в ее глазах и слезы, и недоверие, и дикая безумная благодарность, и растерянность… И Симран бежит вслед за поездом, чтобы успеть к своему возлюбленному. Круг замыкается – так же началось их знакомство, когда Симран опаздывала на поезд, и Радж из тамбура протянул ей впервые свою руку, еще не зная, что это судьба… Их руки вновь соединяются, и Симран оказывается в объятиях своего непутевого Раджа… Она улыбается ему сквозь слезы и произносит: «В больших городах случаются маленькие неприятности…»
ГЕРОИ
Симран. Нежная, любящая, искренняя, романтичная, скромная и в то же время сильная.
Радж. Немного несерьезен, но тоже очень искренен. Вне всякого сомнения, что Симран будет с ним счастлива.
Отец Симран. Немного самодур и консерватор, но в целом понимающий чувак, готовый пойти наперекор своим принципам ради счастья любимой дочки.
Мать Симран. Женщина, девиз которой «бог терпел, и нам велел». Учит дочь покорности и смирению, хотя сама очень жалеет ее. Покорная раба своего мужа.
Отец Раджа. Несмотря на внешнюю несерьезность, как и у сына, в глубине души он – тонкий и душевный человек.
Все остальные герои не упоминаются мной отнюдь не потому, что не заслуживают внимания. Просто их очень много, и они все разные. А внимание зрителей и их симпатии все равно в основном прикованы к паре главных героев, так что, думаю, на этом мне можно закругляться, спасибо за внимание!
(с) Юлия Монакова
|