НАВЕКИ ТВОЯ + + + + +
Безумно сложно писать о фильме, который стал суперхитом и вызвал шквал рецензий и откликов. К тому же, на фоне всех умопомрачительно профессиональных рассуждений об игре актеров, новейших тенденциях индийского кинематографа, знания названия всех фильмов и песен на хинди, я буду выглядеть жалкой дилетанткой. И все же я, боясь повториться и быть неоригинальной, рискну. Потому что этот фильм тронул меня до самого сердца. Потому что я рыдала как ненормальная, когда смотрела его впервые, и не смогла удержаться от слез ни во второй, ни в третий раз… Потому что он стал для меня открытием, откровением, наваждением и мечтой. Потому что это фильм чистый, трогательный, печальный, красивый и пронзительный. Поэтому я просто хочу рассказать о своих зрительских эмоциях и чувствах во время просмотра.
В рецензии одной девушки я прочитала, что фильм для нее стал второй волной увлечения индийским кино. Так было и у меня: я любила индийские фильмы в детстве, бегала в кинотеатры регулярно, по сто раз на один и тот же фильм. А потом все постепенно сошло на нет, появились другие заботы, другие увлечения, повзрослела, что ли... Но я никогда даже подумать не могла, что, посмотрев «Навеки твоя», я снова словно сойду с ума.
АКТЕРЫ
Для меня, далекой от нового индийского кино и все еще хранившей в памяти дорогих моему сердцу Митхуна Чакроборти, Говинду, Шридеви, Мандакини и т.д., имена трех главных героев фильма «Навеки твоя» были абсолютно не знакомы, равно как и их лица. Тем не менее этим троим я поверила сразу и безоговорочно. Влюбилась в их героев и в них самих.
Айшвария Рай меня просто очаровала (я и не подозревала раньше, что индийские актрисы бывают стройненькими и хрупкими), чудесная милая девушка, так трогательно и искренне сыгравшая свое взросление и способность не просто пылко влюбляться, но и по-настоящему любить. У актрисы потрясающая мимика, очень выразительное лицо, к тому же, она очень пластичная и живая. Не говоря уж о том, что она просто красавица! Безумно радует эпизод, когда героиня Айшварии наряжается на помолвку своей сестры, а герой Салмана Кхана скептически произносит: «Можно подумать, ты Мисс Мира!»… хе-хе, отличный стеб сценариста, если учесть, что актриса и впрямь становилась «Мисс Мира» в 1994 году!
Аджай Девган. Не понимаю, почему многие считают его страшным. Да, конечно, на внешность он далеко не герой-любовник, скорее такой грустный плюшевый медведь. Но – бог ты мой, вы только загляните вы его глаза! Там столько тоски, любви, мольбы, боли и бессильной ярости! Этот актер расположил меня к себе сразу своей добротой и какой-то невыразимой приятностью. Я искренне «болела» за него с самых первых кадров, еще не подозревая, чем дело кончится. Ну, честное слово, он просто гениально сыграл свою роль! Я бы дала ему все существующие награды! Кстати, он ведь вроде даже был номинирован… Несомненно, это – ЕГО роль и ЕГО фильм.
Салман Кхан – ну, слов нет, конечно, просто красавец! И герой его – такой весь из себя звезда, покоритель сердец, страстный итальянец, влюбившийся в индийскую девушку. Выглядит безупречно, танцует и двигается потрясающе, улыбается чарующе – а какая дура бы не влюбилась на месте главной героини? Вот-вот, я бы тоже влюбилась. Но мне показалось, что сначала он играл более искренне, более достоверно… К концу же фильма стал попросту валять дурака – то ли ему наскучила его роль, то ли он так видел своего героя… В общем, я немного устала от его постоянных дурачеств.
СЮЖЕТ
Мне история показалась оригинальной. Это не просто любовный треугольник, где двое мужчин любят одну девушку. Девушка тоже переживает целый ураган чувств, смятение, страх, ненависть, душевные сомнения и колебания. В итоге она сама отказывается от «прекрасного принца», ее романтичного возлюбленного, которого так долго искала и ждала, ради сердца другого не менее пылкого, но не в пример более чуткого и преданного мужчины, который, будучи ее мужем, все это время молча страдал от неразделенной любви к собственной жене. «Брак – это не слияние тел, это единение душ…» - вот главный принцип семейной жизни, и муж не хочет насильно принуждать новобрачную к совместному сосуществованию. Более того, муж сам, по собственной доброй воле, берется отыскать ее возлюбленного, чтобы она больше так не мучилась… Любовь не может быть эгоистичной. Она заключается не в собственном счастье, а в счастье тех, кого ты любишь… Это несчастный муж осознает очень хорошо. Объясняя свой странный поступок – поиск в помощи возлюбленного, он говорит: «Я знаю, что, когда я буду отдавать ее другому, мне будет очень больно. Но одна ее улыбка будет стоить всех моих страданий, одна ее улыбка исцелит всю мою боль…»
Композиция тоже радует. Песни красивые, все в тему и по делу, ведь отец главной героини – учитель пения, семья музыканта! Нет того, чем обычно грешат индийские фильмы – если грустно, спою, если весело, спою, если делать нечего, тоже спою… В фильме песни в основном народные, обрядовые, традиционные – поют на помолвке, на свадьбе, во время уроков пения… Первая часть фильма – яркие сари, украшения, храмы, индийская природа… Вторая часть – Европа, такая холодная и неприветливая по отношению к чужеземцам…
Многие, говоря о том или ином фильме, вспоминают о трогательных моментах, которые произвели на них наибольшее впечатление. Когда мурашки бегают по коже, а к глазам поступают слезы. Что касается фильма «Навеки твоя», то он, можно сказать, весь состоит из таких вот «душещипательных» моментов. Необязательно они должны быть грустными, можно и смешными – но что трогательными, это непременно!
Безумно нравится эпизод, когда Самир в полуголом виде (всего лишь полотенце вокруг бедер) в рассеянности спускается к обеду, а Нандини хохочет над ним…
Смеюсь, когда во время обеда Самиру предложено спеть что-нибудь, чтобы продемонстрировать свои вокальные данные, и он выдает какую-то совершенно дикую и безумную импровизацию…
Люблю сцену, когда Самир и Нандини проходят друг мимо друга, делая вид, что им совершенно наплевать, а затем Нандини украдкой выглядывает из-за колонны и замечает, что Самир тоже на нее смотрит: ее досадливая гримаска просто бесподобна!
Когда Самир, объевшись за столом, убегает от всех и громко, извиняюсь, пукает, думая, что его никто не слышит, а затем с ужасом замечает рядом Нандини – у меня просто истерика!
Обожаю момент, когда Самир подхватывает веревку и не дает лампе разбиться за считанные доли секунды до падения, не отрывая взгляда от Нандини…
Очень трогает эпизод, когда Нандини, желая подшутить над Самиром, жалующимся на острое блюдо, говорит, что острую еду способны есть только настоящие мужчины. Взбесившись, Самир начинает запихивать себе в рот жгучий перец в чистом виде, чтобы доказать свою «мужественность», а потом у себя в комнате корчится от боли – рот горит огнем…
Хохочу до колик, когда ночью, помогая сестре Нандини убежать из дома со своим возлюбленным, Самир громко мяукает, пытаясь «шифроваться», на что Нандини осаждает его: «В доме нет кошки, идиот!»
Ком в горле, когда смотрю сцену их прощания: Самир бросает последний взгляд на свою любимую и превращает ее в застывшую статую – она стоит, в бессилии протянув ему вслед свою руку, стоит не шевелясь и смотрит ему вслед глазами, полными слез; ее практически насильно уводят, а она не замечает ничего и никого вокруг… А потом Самир лежит на песке в пустыне, беззвучно плачет от безысходности и невозможности что-либо изменить.
Далее, вся вторая часть фильма – для меня сплошные рыдания. Ванрадж - идеальный муж, но молодая жена его презирает, постоянно сравнивая с Самиром… Сколько тоски и любви, сколько горечи, сколько почти собачьей преданности в его взгляде на любимую, от первых до последних кадров… «Я буду звать тебя с того моста… Ты ведь узнаешь мой голос, Нандини? Ты ведь узнаешь?..» - боже, сколько здесь боли, сколько муки, сколько нереальной безнадеги в его словах, его глазах… «Могу я сказать?» – нерешительно спрашивает он свою жену, когда бушующая в его сердце любовь просто рвется наружу. «Что?» – равнодушно интересуется Нандини, даже не слыша его. «Нет… ничего…» - глаза его потухают, голос стихает.
Когда жена в поезде говорит ему: «Вы очень хороший человек, Ванрадж!» - это первое признание достоинств супруга, ею еще не до конца осознанное… А когда они обнимаются в поезде, чтобы контролер прошел мимо (у них ведь нет денег на билет, и они едут «зайцами») – это один из самых тяжелых и напряженных моментов фильма; Ванрадж обнимает свою любимую с таким благоговением, чуть дыша, словно боясь, что она вот-вот растает и исчезнет; а Нандини явно неловко, и в то же время она чувствует безмерную благодарность к этому странному доброму человеку, который всей душой хочет, чтобы она была счастлива и нашла, наконец, своего любимого…
ГЕРОИ
Нандини. Потрясающе показано формирование личности Нандини, когда она приходит к пониманию, что же такое настоящая любовь. Если она в итоге осталась с Ванраджем – это не значит, что она никогда не любила Самира. Просто повзрослела она – повзрослела и ее любовь. Самир был ее первой любовью, даже влюбленностью, детской в своей самоотверженности, наивной, когда не видишь никого вокруг, когда думаешь, что сказка будет продолжаться вечно… «Ты научил меня любить, - говорит она Самиру в финале, - но хранить любовь, ценить ее я научилась у другого человека – у своего мужа…»
Самир. Он тоже любил Нандини, любил искренне и трогательно… Но, возможно, не так самоотверженно, как она. Это она была готова ради него на все – а он нет. Это она боролась за свою любовь до последнего – он же только с благодарностью принимал ее дары. И когда их разлучили, он предпочел поплакать и смириться. В отличие от девушки, которая отправилась вместе с собственным мужем на его поиски… Но мне жаль его все равно. Потому что он невероятно симпатичный и наивный персонаж. И когда в конце фильма он пытается как-то бравировать, шутить, понимая, что теперь-то уже потерял свою Нанду навсегда, мне грустно и хочется плакать…
Ванрадж. Невероятно сложная роль. Нужно было доказать не только Нандини, но и зрителям, что он вовсе не играет в благородство и притворяется, что вот он такой хороший. В герое этом нет ни капли неискренности и фальши. Единственный человек из всей троицы, способный любить БЕСКОРЫСТНО. Единственный, кто понял и доказал, что любовь не должна быть эгоистичной. Счастье уже в том, что ты любишь, а любят ли тебя – это неважно… Хотя в конце фильма он все же сломался, признавшись Нандини: «Я не могу жить без тебя…» Но и она уже поняла, что тоже полюбила этого странного, доброго, надежного, самого близкого на свете человека – своего собственного мужа…
(с) Юлия Монакова
|