ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ!..

У Виктории Токаревой есть замечательный рассказ – «День без вранья». В нем говорится о том, как молодой человек, постоянно привирающий своим близким, друзьям и коллегам, решил прожить один день своей жизни, говоря только правду. В результате он просто остался непонятым – на правду люди реагировали весьма неадекватно, отказываясь ее воспринимать и принимая за вранье, в то время как герой был абсолютно честен.

Ложь – неотъемлемая часть человеческой жизни (и можно еще поспорить, нужно ли в этом предложении добавлять «к сожалению»!). Мы настолько привыкли к повседневной – большой или маленькой – лжи, что просто не обращаем на нее внимания. А что касается карьеры, то для многих профессий ложь – это вообще неотъемлемая составляющая успеха. Если копнуть глубже, то выяснится, что практически ни одна профессия не обходится без постоянного вранья.
Как бы парадоксально это ни звучало, специалист врет тем больше, чем больше с ним общается людей. Число внешних контактов в день – основной показатель «лживости» в той или иной профессии. И правда, зачем врать, если нет публики?
Приводим рейтинг самых «лживых» профессий, составленный членами редакции и нашими экспертами.

1. Политик
2. Пиарщик, менеджер по рекламе, консультант
3. Адвокат
4. Менеджер по продажам, страховщик, турагент, риэлтор
5. Имиджмейкер, пластический хирург, косметолог
6. Частный детектив, милиционер
7. Экономист-аналитик, ученый-теоретик
8. Медик
9. Писатель, артист
10. Педагог
11. Бизнесмен
12. Журналист
13. Бухгалтер

Сознаюсь, неожиданно (но приятно!) было видеть в этом списке своих собратьев-журналистов аж на предпоследнем месте! Ведь принято говорить об «акулах пера» как о самых главных «болтунах» современности. Ан нет! Пальма первенства здесь безоговорочно принадлежит политикам – видимо, количество даваемых им народу и не выполняемых обещаний давно перешло за все мыслимые и немыслимые границы… Но народ наш, голосуя за того или иного политика, сам, получается, «обманываться рад» - ведь иногда обещания политиков невыполнимы уже по определению («полностью искореню взяточничество, обеспечу каждого жилплощадью» и так далее).

Пиарщики, консультанты, менеджеры по рекламе – вруны по своей специальности (можно даже сказать, по определению). Но они не злостные обманщики, а, скорее, лакировщики действительности, склонные все преувеличивать в лучшую сторону. Если бы продавец не расхваливал свой товар, его бы не купили. Конечно, сами по себе рекламщики-пиарщики к производству товара отношения не имеют. Но они делают все, чтобы товар продавался, и получают за это огромные деньги от производителей. Реклама – двигатель торговли, с этим никто не поспорит. Пример из жизни – мой дедушка, которому сильно за семьдесят; он покупает только те продукты, которые видел по телевизору в рекламе, а когда приходит в гости, то балует нас, своих внучек, исключительно увиденными по ТВ «чыпсами» и «йогурсами», как он их называет. Опять же, пример – пресс-служба какого-нибудь артиста. Чем больше эта служба старается, тем больше имя артиста треплется во всяческих СМИ – тем дольше сохранится его популярность. Потому что просто оставаться популярным, без всякого промоушна, если ты, конечно, не Валентин Гафт или там Олег Меньшиков, нереально – слишком уж много сейчас развелось молодых и перспективных артистов.

То же касается риэлторов, турагентов, менеджеров по продажам – они тоже обманщики, каких поискать. Для них главное - сбыть продукт, а понравится ли продукт – не их забота. Поэтому часто ты ведешься на красочное описание «номер с прекрасным видом, три минуты до моря», а в итоге живешь с видом на помойку и плюхаешь ежедневно час на автобусе до дохленького пляжа.

Что касается юристов (адвокатов), то они зачастую делают ложь принципом своей деятельности. Ни для кого не секрет, что главная задача любого адвоката – спасти своего клиента от наказания. А уж прав он или виноват – дело десятое. Самое страшное, что адвокат будет настаивать перед судьями на невиновности подсудимого, даже если этот человек – опасный преступник, и адвокат знает об этом. В индийском фильме «Вир и Зара. История любви» молодая девушка-адвокат пеняет заслуженному корифею своего дела: «Вы работаете для того, чтобы победить. Я же работаю для того, чтобы установить истину!» Но такие правдолюбцы в реальной профессиональной адвокатской практике встречаются редко, потому что добиться успеха в карьере правда им не поможет. Гораздо более реалистичный образ – женщина-адвокат в романе Сидни Шелдона «Гнев ангелов» - вот где налицо профессиональная изворотливость! Героиня была готова даже пойти на подлог и фальсификацию, только бы не осудили ее клиентов.

Пластические хирурги, косметологи, имиджмейкеры зарабатывают себе целые состояния на тщеславии клиентов. Многие богатые клиентки готовы платить бешеные деньги за бесчисленные подтяжки, липосакции, уколы, операции, главное – убедить их в том, что после всех этих манипуляций они будут выглядеть просто сногсшибательно, сражая наповал окружающих своим видом. Надо заставить клиента поверить в то, что так, как сейчас, оставлять дело нельзя – потому что все плохо. Оксана Робски в своем романе «День счастья завтра» описывает ситуацию: клиентка приходит к парикмахеру, ей говорят, что у нее сухие волосы и предлагают полечить («это значит – дополнительные цифры в счете»). Клиентка понимает, что волосы у нее нормальные, она изводит на них тонны масок, бальзамов и тому подробных средств, регулярно посещает мастера, делает прически – но она также понимает, что объяснять и спорить сейчас выйдет себе дороже, проще согласиться.

Когда и зачем врут представители творческих профессий – писатели, артисты, объяснять не надо. Писатель создает абсолютно придуманный мир и зарабатывает именно своими вымыслами. Тут действует принцип: чем складнее соврешь, тем больше заработаешь. Певцы частенько выступают под фонограмму – это ли не обман зрителей?! Актеры, само собой, играют чужую жизнь в своих фильмах, спектаклях. Иногда бывает и так, что актеры продолжают по привычке наигрывать и в своей жизни – в интервью, перед своими поклонниками, даже в отношениях с близкими людьми. Люди из шоу-бизнеса вообще часто ведут себя на публике так, чтобы соответствовать придуманному ими имиджу, зачастую не имеющему ничего общего с реальным характером. В замечательном фильме «Ландыш серебристый» прекрасно показан процесс превращения в звезду обычной провинциальной девчонки. Продюсеры талантливой певицы-самородка придумывали для нее легенду, чтобы привлечь зрителей: «Может быть, скажем, что до восемнадцати лет она вообще была глухонемой, а потом пошла в лес, ее напугал медведь, и она запела?!», а затем заставляли ее соответственно себя вести.

Медики, как правило, врут в следующих ситуациях:
- если это «ложь во благо» (иногда врач просто скрывает от больного страшную правду о его болезни, чтобы облегчить его последние дни; или когда врач по просьбе больного скрывает диагноз от родственников пациента);
- если врач неправильно ставит диагноз из-за недостатка знаний, а затем прикрывается перед пациентом или его близкими «врачебной тайной»;
- если врач – частнопрактикующий, и достаток его напрямую зависит от количества пациентов и методов их лечения. Иногда болезни придумываются там, где ими даже не пахнет – ведь кроме врача, этого никто не сможет проверить. Приходит, допустим, к психологу молодая женщина весом около ста килограммов и жалуется – мол, неудачи в личной жизни. По-хорошему, ей бы объяснить, что причина в ней самой, порекомендовать диету, занятия спортом, активный образ жизни, а вместо этого врач начинает назначать все новые и новые консультации, придумает какую-нибудь заумную причину: «Все ваши проблемы – родом из детства, вы подсознательно избегаете мужчин, похожих на вашего отца (дядю, одноклассника, соседа)!» Несчастная выкладывает деньги за каждую такую «консультацию» и верит в то, что как только психолог разберется со всей глубиной ее внутреннего конфликта, вся проблема решится сама собой, и продолжает тоннами поглощать торты, пирожные, булочки и гамбургеры.

Пока клиент готов выкладывать деньги за ложь, специалист-лгун будет процветать – это касается и такой профессии, как частный детектив. Чаще всего клиент получает не те сведения, которые истинны, а те, которые он сам хочет услышать. А милиция, которая «нас бережет», частенько виртуозно водит нас за нос с целью личной выгоды – если мы в совершенстве не знаем законы, не знаем свои права, нас могут одурачить, напугать, запудрить мозги и стрясти какие-то деньги, якобы чтобы избежать «неприятностей с законом».

Экономисты-аналитики и ученые-теоретики тоже не отличаются кристальной честностью. Как отметил кто-то из мудрых, «брать на веру их прогнозы – все равно что строить машину времени по произведениям фантастов».

Ложь педагогов бывает либо намеренной, либо случайной (из-за недостатка знаний). К сожалению, в России пока неизвестны случаи, чтобы обманутые ученики подавали в суд на недобросовестного преподавателя, а жаль – ошибки учителей, так же, как и врачей, дорого нам обходятся...

Почему такие низкие строки в рейтинге заняли журналисты, бизнесмены и бухгалтеры? Потому что эти представители этих профессий могут серьезно пострадать из-за своей лжи. Любой бизнесмен знает, что если он будет врать, у него никогда не будет хороших партнеров и хороших клиентов. Журналист, прежде чем выпустить в свет какую-то информацию, сто раз проверит и перепроверит факты, либо преподнесет слухи так грамотно, что с юридической точки зрения к нему придраться будет невозможно, – все написано верно. А уж если лживый бухгалтер попадется, то ему грозит немалый срок – поэтому тут придется сто раз подумать, прежде чем намухлевать.

В общем, мы себя во вранье чувствуем, как рыба в воде. Хорошо это или плохо? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Важно лишь одно – надо делать так, чтобы наша ложь не приносила никому вреда, где бы мы ни работали.

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку статей

Напишите мне

Hosted by uCoz