KAMA SUTRA: A TALE OF LOVE (КАМАСУТРА: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ) +

Режиссер: Мира Наир
1996 год

В главных ролях:
Индира Варма (Майя)
Сарита Чоудхари (Тара)
Навин Эндрюс (Радж Сингх)
Рамон Тикарам (Джей Кумар)
Рекха (Султана)

Удивительно, но из всех виденных мною фильмов Миры Наир "Камасутра" - единственный, который мне абсолютно не понравился. Еще более удивительно, что в Интернете на него - сплошные восторженные отзывы от зрителей в духе: "настоящие индийские реалии", "исторический фильм", "прекрасные классические танцы", "чувственная эротика", "это вам не глупый Болливуд, а тонкое, умное, красивое кино" и т.д.
Мне же этот фильм не понравился ни по одному пункту.

Сюжет не выдерживает никакой критики.
Индия, 16 век. При дворе махараджи вместе с принцессой Тарой растет бедная девочка Майя. Принцесса и служанка играют вместе, им интересно вдвоем и нет никакого дела до сословных различий. Тара отдает Майе свои старые наряды, позволяет вместе с ней посещать уроки танцев и так далее. Казалось бы - живи, дура Майя, и радуйся, что тебе хоть такие блага перепадают. Нет, Майя начинает кривить рожу - а че это мне старые вещи, а не новые? А че это Таре все, а мне ничего?.. В общем, дружба накрывается медным тазом. Разумеется, когда девочки становятся юными девушками, Майя, конечно же, затмевает принцессу по красоте, и танцует лучше, и восхищенных мужских взглядов огребает по полной.

Приходит пора - и Тару выдают замуж за принца Раджа Сингха. Разумеется, даже принц не может устоять перед красотой Майи... Тара видит, что ее жениху приглянулась подруга, и плюет ей в лицо. За это Майя накануне свадьбы тайком пробирается к принцу в покои и, ничтоже сумняшеся, соблазняет его.
В день свадьбы Майя гордо бросает в лицо принцессе:
- Раньше я донашивала за тобой вещи, а теперь ты берешь у меня то, чем пользовалась я сама.
Узнав о том, что Майя провела ночь с принцем, ее с позором изгоняют из дворца и из города. Во время своих скитаний она встречает молодого скульптора Джея Кумара, внебрачного сына куртизанки и короля. Между ними вспыхивает любовь, и скульптор увековечивает Майю в виде каменной статуи. Как на грех, принц Радж Сингх с женой Тарой как раз живет неподалеку. Во время прогулки он замечает статую и приказывает разыскать девушку, которая вдохновила скульптора на это творение. К тому времени Джей уже не встречается с Майей, потому что она, видите ли, отвлекает его от работы и мешает творить. В отместку Майя является ко двору принца Раджа и становится его любимой куртизанкой.
Узнав об этом, Джей раскаивается и пытается вернуть Майю, уверяя ее, что любит. Майя хочет возвратиться к нему, но терзаемый ревностью принц Радж не позволяет ей уйти. Вместо этого он приговаривает Джея к казни - его насмерть затаптывает слон. Вот, собственно, вкратце и все. После смерти любимого Майя опять отправляется бродить по свету. Кто-нибудь объяснит мне, в чем мораль сей басни?..

Подбор актеров ужасен. Боже, что в этой похабщине делает Рекха?! Она, безусловно, очень хороша и убедительна в роли бывшей королевской куртизанки, а ныне наставницы для молодых девушек в любовных вопросах. Но одно ее присутствие этот фильм не спасает.
Главная героиня Майя в исполнении актрисы Индиры Варма меня ничуть не впечатлила. Во-первых, плохо играет. Во-вторых, у нее противный голос. В-третьих, постоянно любуется собой - это очень заметно. В-четвертых, все-таки не стоило брать на роль индийской девушки нечистокровную индианку. Индира наполовину итальянка, и ее итальянские корни более заметны во внешности, чем индийские. Она не выглядит жительницей Индии шестнадцатого века, хоть убейте. Тем более, актеры играют на английском, а не на хинди.
В роли принцессы Тары выступила Сарита Чоудхари. Она тоже родилась не в Индии и также не разговаривает на хинди, но по крайней мере, оба ее родителя - индийцы.
Считаю откровенно неудачным подбор детей на роли Тары и Майи. Никогда не поверю, что типичная темнокожая индианка вдруг резко превратилась в светлокожую девушку европейского типа, а девочка с миловидным точеным кукольным личком, позврослев, стала губастой темной индианкой, похожей на обезьяну. Скорее уж наоборот... Лучше было бы поменять детей местами.
Навин Эндрюс, конечно же, хороший актер (кто-то помнит его по фильму "Невеста и предрассудки", но для абсолютного большинства населения земного шара он - Саид из сериала "Lost"). Однако в этом фильме его игра меня тоже не впечатлила. Лицезреть его голую задницу как-то не являлось пределом моих мечтаний; все остальное время, пока его персонаж не занимался любовью, он курил травку, пялился на девушек и вообще вел себя как баран.
Рамон Тикарам в роли Джея, в общем-то, был неплох, хоть его персонаж и выглядел немного занудным.

Хваленые классические танцы, о которых трубили все восторженные зрители, оказались пшиком. Во-первых, то, что танцуют Майя и Тара в фильме - ни разу ни классика и тем более не "одисси", а некая стилизация вперемешку с элементами беллиданса. Во-вторых, ВСЕ танцы фильма - это пара-тройка повторяющихся движений в начале. Больше в этом кино не танцуют. А если и танцуют, то опять тупо повторяют несколько тех же самых заученных элементов.

Историческим этот фильм назвать я тоже не могу. Наоборот - складывается такое ощущение, что Мира Наир абсолютно не знает истории своей родной страны. Сценарий, написанный ею, изобилует множеством ошибок.
К примеру, меня просто убила сцена, когда Майя приносит Джею еду - рис с мясом! Ни один уважающий себя индуист в те далекие времена (в шестнадцатом веке, напоминаю!) не смел принимать в пищу мясо (да что там мясо, даже яйца были запрещены). Даже сейчас, в 21 веке, абсолютное большинство индуистов в стране - вегетарианцы. Что уж говорить о том периоде...
К тому же, любой человек, побывавший в Индии, знает, что к мясу обычно подаются лепешки. Рис с мясом никто не употребляет.
В одной из сцен придворный астролог рассказывает принцу прогноз звезд - и с самым серьезным видом рассуждает о влиянии планеты Юпитер. А ничего, что в 16 веке Юпитер еще даже не был открыт?!
То же самое с фамилией Сингх - она появилась только столетие спустя. Именно в 17 веке после религиозной реформы официально образовалась такая группа, как "сикхи" - и все они носили фамилию "Сингх", что означает "лев". Откуда же Радж Сингх взялся в 16 веке?!

С географией в этом фильме тоже большие несостыковочки. Хотя нигде конкретно не указывается город, в котором происходили все события, я могу судить по тем видам, которые были там показаны. Герои каким-то непостижимым образом оказываются то в Варанаси, то в Каджурахо, то в Джайпуре. По некоторым приметам можно все же судить, что действие разворачивается в штате Раджастан. Тогда откуда здесь взялись знаменитые эротические храмы Каджурахо?.. И тем более - откуда на севере Индии танцовщицы индийского классического танца бхаратанатьям, которые, как известно, были исключительно на юге?!

Костюмы в фильме тоже не соотвествуют эпохе и географии. Все герои одеты и причесаны как попало, словно это любительский спектакль. Совсем иначе в реальности одевались раждастанские махараджи и принцессы. Дворцы выглядят обшарпанными - совсем не такими, каким им надлежало быть пять столетий назад.

Ну, и всякие досадные мелочи просто выбивали меня из колеи. К примеру, когда свекровь Тары в приказном порядке велит ей срочно бежать и принести новую одежду для куртизанки мужа. Да чтобы жена короля! сама! бежала за одеждой! для какой-то проститутки!.. Господи, да в те времена знатные особы даже туфли сами надеть не могли, им слуги надевали. А тут прямо Тара рысью помчалась за одеждой для Майи!..

Красивой любви я тоже не заметила. Да, вроде бы Майя и Джей любили друг друга, но большую часть фильма занимают эротические сцены между Раджем Сингхом и Майей, Раджем Сингхом и его женой Тарой, Майей и Тарой (не падайте в обморок).

И все-таки в фильме о древней Индии мне очень резал ухо английский язык. Типичные выражения типа "желаю удачи!", "сексуальные отношения" - ну не говорили так в Индии в 16 веке!!!

Мой вердикт - абсолютно пустой фильм. Если бы он попался мне первым из всего творчества Миры Наир - думаю, на этом я и распрощалась бы навсегда с этим режиссером. Но к счастью, я уже видела другие ее кинокартины... О них я обязательно расскажу в следующий раз.

29 апреля 2012 года

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку фильмов

Назад на главную

Hosted by uCoz