JODHAA AKBAR (ДЖОДХА И АКБАР) + + +

Прежде всего, этот фильм лучше смотреть на большом экране, а не дома на DVD. Ценность "Джодхи и Акбара" - именно в красивостях. Великолепные виды древней Индии, чудесные наряды и украшения на смазливых героях, эффектные батальные сцены (и "Ночной", и "Дневной" дозоры отдыхают - их создателям и не снились такие эпизоды, когда, допустим, людей насмерть затаптывают слоны вражеской армии), впечатляющие спецэффекты... Я посмотрела этот фильм именно в кинотеатре (а индийские кинотеатры, надо отметить, это просто песня - чего стоят только мягкие кресла, трансформирующиеся в удобные кровати), и потому просмотр доставил мне максимум удовольствия. Музыка в общем тоже неплохая, хотя из всех песен мне особенно запомнилась только одна - где народ прославлял великого Акбара.

Теперь - о минусах, или почему этот фильм не попал в категорию моих любимых. Создатели этого кино замахнулись на невозможное. Всем известно, что в Индии основное вероисповедание - индуизм, а на втором месте вот уже много лет уверенно держится Ислам. Отношения хинду и мусульман очень сложны - так сложилось исторически; в "Джодхе и Акбаре" же попытались, так сказать, "примирить" обе стороны, угодить и вашим, и нашим. Ну и, в итоге, не угодили никому. Очень скользкая эта тема - религия, знаете ли... Индийские зрители это тоже отметили.

Индуисты остались недовольны тем, что в фильме показали, во-первых, историю мусульманина (даром, что великого, даром, что реально существовавшего - о заслугах перед Отечеством императора Акбара знает каждый). Как так! - возмутились зрители-индусы. Кино - о мусульманине, да еще и с индуистом Ритиком Рошаном в главной роли?! Кстати, мне кажется, что, натурально, с Ритиком был промах. Я этого актера обожаю, но, на мой взгляд, НЕ ЕГО это роль... Спору нет, он прекрасно демонстрировал свое тело в этом фильме - утренние упражнения с мечом явили полуобнаженный торс Ритика во всей красе. А одна сцена укрощения императором дикого слона чего стоит - я откровенно любовалась, как Ритик пытается усмирить бешеное животное. Убедительно. Но вот что было совершенно неубедительно - это то, как Ритик тужился изображать мусульманина. Ей-богу, Шахрукх Кхан играет индусов намного правдивее! А тут... Ритик смотрелся среди мусульман как белая ворона. А его восклицания "Машалла!", "Субханалла!", "Иншалла!" вызывали у меня, простите, только сдавленный смех.
Мусульманам же не угодило то, что сквозь фильм красной нитью проходит тема о том, какая хорошая религия - индуизм. Даже в изображении характеров персонажей очень много противопоставлений не в пользу Ислама. Большая масса мусульман в фильме - мрачные, злобные, мстительные; индуисты же прекрасны, жизнерадостны, благородны и душой, и телом... Даже в одежде явное различие - насколько мусульмане бесцветны, настолько же индусы нарядны. Мне, признаться, совершенно по барабану, кто нужнее, кто важнее - индуисты или мусульмане, я вообще православная христианка. Но эпизод, когда умирающий от тяжелой раны Акбар лежит чуть ли не в коме, и его скорбящая жена отправляется в индуистский храм молиться Кришне, после чего Акбар немедленно приходит в себя и открывает глаза - по-моему, это уже навязывание. По-моему, это уже неэтично.
Фильм не особо понравился правоверным индусам и муслимам. Теперь скажу, почему фильм не понравился лично МНЕ.

Во-первых, красивое оформление не смогло спасти убогость сюжета как такового. Ну не было, не было таких моментов в фильме, когда бы душа замирала! В "Джодхе и Акбаре" все банально, все предсказуемо, все ожидаемо. Я весь фильм развлекала сама себя тем, что пыталась угадать, что будет дальше: "Во время драки враг обязательно должен коварно швырнуть в глаза императору горсть песка..." - и песок немедленно летел в лицо Акбара. "Сейчас Акбар спросит: "Джодха, ты любишь меня?" - и действительно, немедленно следовал этот вопрос. "Сейчас он предложит поединок на мечах, и если он победит, то Джодха поедет с ним в Агру!" - все сбывалось до мелочей! Ей-богу, к концу фильма уже складывалось такое ощущение, что я сама была его режиссером и сценаристом.
Во-вторых, Айшвария Рай. Спору нет, она божественно красива. И роли в исторических костюмированных фильмах идут ей куда больше образов девочек в бикини. Но, сколько раз она красива в этом фильме - столько же раз и глупа. Реально, производит впечатление какой-то дуры. Причем, дуры, которая прекрасно осознает свою привлекательность и всячески старается ее продемонстрировать, к месту и не к месту. Даже когда героиня просто стоит на месте, она ЛЮБУЕТСЯ собой и ждет восхищения от других. Например, когда Джодха узнает, что должна выйти замуж за Акбара, то она кидается на колени перед алтарем Кришны и рыдает. Так вот, в этой сцене Айшвария, кажется, только и думает о том, как бы "покрасивше" и поэффектнее порыдать, а тема религии ее заботит в последнюю очередь. Я НЕ ВЕРЮ, что Джодха так религиозна, как нам пытаются это показать в кино. Просто капризная, избалованная самодурка, которая идет на поводу у своих желаний и сиюминутных прихотей. И не потому, что Джодха была такой - просто потому, что так Айш ее сыграла. На этом позвольте мне закончить, ибо боюсь, что поклонники Айшварии закидают меня тухлыми помидорами.

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку фильмов

Напишите мне

Hosted by uCoz