ДИМА БИЛАН "ХРОНИКИ. ОТ ХУЛИГАНА ДО МЕЧТАТЕЛЯ"

В свое время мне довелось прочесть мемуары Юрия Шмильевича Айзеншписа "Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса" (книга мне понравилась), затем творение Яны Рудковской "Исповедь содержанки, или Так закалялась сталь" (за исключением пары-тройки моментов, книга мне не понравилась). Настал черед и книги Димы Билана "Хроники. От хулигана до мечтателя". Мне всегда был интересен мир шоу-бизнеса, тем более, что со многими его представителями посчастливилось пересечься и в жизни. Что касается Димы Билана, то он особый человек для меня, именно с ним и его песнями связаны мои лучшие московские годы.

Прочла "Хроники" за три часа. Захватывает с первых страниц, очень сложно оторваться. Прежде всего, хочется отметить, что Димина книга будет интересна не только поклонникам. Это - очень качественная, очень легкая и очень искренняя мемуарная проза. Говоря "легкая", я не имею в виду набор банальностей в духе: "Я пошел... Он сказал... Она сказала... Я увидел..." Дима пишет живо и образно, обилие интересных сравнений, красочных метафор, метких эпитетов придает книге выпуклость и объем. Кстати, сразу вежливо прошу заткнуться скептиков, бурчащих себе под нос, что книгу за Диму написали литературные "негры". Дима действительно обладает очень ярким образным мышлением, и его творческому воображению можно только позавидовать. Разумеется, "Хроники" не претендуют на лавры Льва Толстого или Федора Достоевского, но это далеко не "бульваршина". Огромное спасибо хочется сказать также Диминому редактору, в книге практически не встретилось ошибок или опечаток.

Еще из несомненных плюсов книги - ее искренность. Дима там настоящий, он не рисуется и не пытается заигрывать с читателем. Вот он я - такой, как есть. Билан знает себе цену, не набивает ее, но и не преуменьшает своих заслуг. В книге потрясающе раскрыта его работоспособность, другого такого целеустремленного трудоголика, влюбленного в музыку, еще надо поискать!

Любители чтива "погорячее", наверное, будут разочарованы. В книге нет никаких "жареных" фактов, Дима не сводит ни с кем счетов и не полоскает грязное белье на виду у всех. Как пишет он сам: "Есть у меня одна дивная особенность: я никогда не устраиваю скандалов. Они сами возникают вокруг меня, вторгаются в мою жизнь против моей воли по вине людей, которые пытаются построить интригу вокруг моей персоны". Книжка вышла светлой, по-детски чистой и трогательной.

Вообще половину книги можно запросто растащить на цитаты. Вот лишь некоторые из них:
"Ощущение потери крыльев, взгляд на ситуацию со стороны прагматики – это страшная угроза для мечты. Это ее смерть. Ты верил в мечту – и прикладывал усилия к ее осуществлению. Но в следующий миг ты сказал себе: «Ну, нет, чувак, ты что. Спустись на землю. Всё это пустые фантазии, так не бывает». И волшебство рухнуло вместе с твоими планами. Сам виноват: не хватило веры".
"Доказывать, что ты чего-то стоишь, нужно только действием. Но не словами о собственной крутизне и о том, что ты, вообще-то, можешь спеть, да еще как. Можешь – пой. Не получается – пошел вон со сцены!.."
"Роковое слово «формат» преследует меня повсюду. Это серьезный момент, испортивший жизнь многим поколениям артистов: иногда тебя ругают не потому, что ты плох. Просто ты – другой. А нужны форматные".
"Первые, на ком срываешь гнев или усталость – это близкие. Твоя семья, твои друзья. Для которых у тебя всегда находится обидное словцо – просто потому, что ты знаешь все их уязвимые места, как и они знают твои. Но как хорошо, что эти обиды могут быть прощены!.."

Наиболее удались, на мой взгляд, главы, в которых Дима рассказывает о родных и близких. Он с огромной нежностью и теплотой пишет о родителях, сестрах. Смешные и лиричные воспоминания о детстве, о первых влюбленностях, о педагогах, об общаге и полуголодной студенческой жизни...
Поразительно, до слез, переданы в книге любовные переживания. Читаешь - и ком в горле...
"Однажды ночью раздался звонок. Я взял трубку и услышал родной и знакомый Лялин голос.
– Привет, - сказала она и разрыдалась.
Она плакала, что-то говорила, я слушал и молчал. Потом позвал:
– Приезжай.
И она приехала.
Всё завертелось с новой силой, с новым накалом. Встречи, признания, ссоры, примирения. И ощущение дикой усталости, опустошенности внутри. Какое-то новое чувство, которого раньше не было. Оно нависало надо мной, как грозовая туча, давило на грудь и предвещало скорый финал. Боль от долгой разлуки с Лялей была настолько острой, что в её отсутствие всё переплавилось и перегорело. В душе осталось только унылое пегое пепелище, где не было места прежним надеждам..."

Отдельного внимания также заслуживают Димины стихи - их довольно много в книге. Не буду приводить их здесь, их стоит читать именно в контексте. Но стихи эти настолько трогательны и искренни, что поневоле начинаешь жалеть о том, что так мало в Димином репертуаре песен собственного сочинения (музыку, к слову, он пишет просто волшебную). Воистину, талантливый человек талантлив во всем.

Диме также отлично удалось передать характер своего покойного продюсера - Юрия Айзеншписа, который, как известно, был ох каким непростым человеком. Билан не идеализирует его, но и не превращает в монстра, он пишет о Юрии Шмильевиче с истинно сыновьей привязанностью.
"Каждый из его сотрудников хоть раз доходил до последней грани и заявлял: «Всё, я здесь больше не работаю!». Кто-то покидал компанию безвозвратно, кто-то возвращался. Эти экстремальные условия и были кузницей кадров имени Айзеншписа. Причем, как я теперь понял, в «программе воспитания» Юрия Шмильевича пункт «Проверка скандалом» был обязательным. Что имело смысл, ведь бесконечные концерты и многодневные туры действительно съедают столько сил, эмоций и нервов, что не каждый способен пережить такой стресс..."
Вот так Дима описывает кошмары судебных разбирательств после смерти Айзеншписа:
"На мою персону вдруг стали претендовать совершенно посторонние для шоу-бизнеса люди. Для меня это был шок: из артиста и человека я одним махом превратился в «объект права». А объект права – должен! – невзирая на эмоции! – на следующий же день после смерти своего самого близкого друга и почти что отца! – выезжать куда-то на концерты!.. Вы бы смогли?.."
"Поход в суд – это последнее дело. С людьми нужно договариваться лично и по-человечески. Не прибегая к букве закона. Все же я творческая натура, и мне жизненно важно сохранять дружбу и любовь в её первозданной чистоте..."

Из минусов книги - ее некая незавершенность, словно концовка скомкана. То ли времени не хватило на логичный финал повествования, то ли сил. Разумеется, нельзя объять необъятное, и сам Билан признается, что о многом (и о многих!) умолчал в своем произведении. Но последние главы более отрывисты и сумбурны, они несколько выбиваются из ладного строя предыдущих страниц.

В любом случае, книга мне понравилась, за что и хочется сердечно поблагодарить Диму. Афтар, как говорится, пешы ешчо!:)

20.11.2011

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку книг

Назад на главную

Hosted by uCoz