ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ РЕЖИССЕР ГРАММАТИКОВ

Владимир Грамматиков по праву считается ведущим режиссером детского и юношеского кино. На его счету такие прекрасные фильмы, как «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио», «Сестрички Либерти», «Маленькая принцесса». В 1995 году Грамматиков удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Чем занимается сейчас знаменитый кинорежиссер? Что снимает? Какими планами живет? Вспоминает ли свои студенческие годы? На эти и другие вопросы Владимир Грамматиков отвечает специально для читателей «Твоей Вертикали».

- Владимир Александрович, каковы у вас воспоминания о студенческой жизни?

- Ой, моя студенческая жизнь была очень длинной! (смеется) Я был вечным студентом, потому что у меня три образования. Сначала было техническое, потом актерское, потом режиссура. Кстати, на режиссерский я поступал с титаническим упорством, аж пять лет подряд.

- А почему проваливались?

- Да по разным причинам. Вот во второй раз, помню, поймали со шпаргалкой. Я всегда успешно проходил мастерство… то есть, основные туры, и мне жутко не хотелось вылететь на общеобразовательном предмете. Ну, вы понимаете, когда уже прошел три основных тура, обидно вылететь на каком-нибудь элементарном сочинении… Ну вот я, чтобы не получить двойку, решил подстраховаться. И меня засекли! Но все в жизни компенсаторно. В пятый раз я все-таки поступил, и потом мне сразу начало вести – успех «Усатого няня», затем – «Шла собака по роялю», большое количество международных призов… В связи с этим я желаю молодым людям вот что – если имеешь какое-то одно страстное желание, мечту, нужно к этому идти, и ни в коем случае не опускать руки. Тогда жизнь обязательно повернется к вам своей самой лучшей стороной, это я говорю на собственном опыте.

- Ваша студенческая жизнь была веселой?

- Да, веселой и очень хорошей. Время было славное, шестидесятые годы. В воздухе витала иллюзия подлинной демократии и обновления жизни. Мы верили всему безоговорочно и абсолютно – вот, мол, еще десять-пятнадцать лет, и мы заживем, как лучшая страна в мире! Мы были твердо убеждены, что самые талантливые, самые умные, самые красивые люди живут у нас. Все было пронизано такой искренностью, таким оптимизмом…

- А нынешние студенты, лишившись вот такой большой красивой мечты, многое потеряли?

- Нет, не думаю. У современных молодых людей тоже есть свои идеалы. Есть какие-то профессиональные устремления, есть планы по организации собственной жизни.

- А чем современные студенты отличаются, по-вашему, от «шестидесятников»?

- Нынешние более практичные. Все у них распланировано, все расписано. Сначала нужно поступить в институт, окончить его, сделать карьеру, потом жениться, только потом родить ребенка. Мы были более бесшабашными. Нам казалось, что все образуется само собой, квартиру где-нибудь найдем, на жизнь как-нибудь заработаем – в общем, куда кривая выведет. Наивность той жизни, конечно, была очаровательна. Я без этого очень скучаю. Но все-таки нужно быть прагматиком, что-то немножко просчитывать в своей жизни.

- Вы находите общий язык со своими студентами?

- Мне общение с ними дается удивительно легко. Я убежден, что и им тоже.

- Профессия актера или режиссера сейчас востребована? Ведь многие полагают, что это несерьезно, это не может быть делом всей жизни, и разумнее «долбить» какие-нибудь технические профессии?

- (убежденно) Все равно профессия актера остается популярной, я даже удивляюсь. Вы посмотрите, какие огромные конкурсы сейчас в театральных вузах! Три года назад я набирал курс актерского мастерства во ВГИК. У меня было где-то двести человек на место!

- Когда такой огромный наплыв желающих стать артистами – это тоже не очень хорошо. Ведь можно пропустить в этой толпе какой-нибудь самородок?

- К сожалению, действительно легко пропустить. Для абитуриентов это своеобразная лотерея – в короткий промежуток времени невероятно сложно по-настоящему убедить приемную комиссию в своем таланте. Это шанс, важно его не упустить.

- А если с первого раза не получилось, тоже поступать несколько раз?

- Несомненно! Если ты чувствуешь, что это твое призвание – надо пробовать, пробовать и пробовать. Есть ребята, которые по три, по четыре раза поступают. Хотя сейчас многие хитрят – поступают сразу в несколько институтов: в Щуку, Щепку, во ВГИК, и бегают по кругу. Но мы на них за это не обижаемся. По крайней мере, я.

- Расскажите немного о вашем последнем проекте - фильме «Сибирочка», снятом по роману Лидии Чарской и демонстрировавшемся на канале «Культура» в самом начале года.

- Это очень дорогой мне фильм. Меня увлекла фабула романа Чарской – трогательная история юной девушки, лихо закрученный авантюрный сюжет, яркие персонажи. Может быть, Чарская слегка наивна для современного читателя, но она невероятно искренна и чиста. Тем более что сценарий к этому фильму написал Вадим Зобин, известный также своими работами в сериалах «Петербургские тайны» и «Саломея».

- Как проходили съемки?

- Мы снимали в Сибири, в Москве, в знаменитой усадьбе «Кусково». Россия, теперь уже позапрошлого века, необъятные просторы, снега, избы… Это захватывающая и мудрая история о любви и верности, о человеческом достоинстве, которые необходимо сохранять несмотря ни на что, и, надеюсь, у нас получился увлекательный фильм.

- Как складывались отношения на съемочной площадке?

- Ну, начнем с того, что у нас были задействованы как знаменитые, всеми любимые актеры, так и начинающие - студенты театральных вузов. Так, Сибирочку сыграла Алла Юганова. Это первая главная роль молодой актрисы, она очень талантлива, и я убежден, что ее звезда скоро очень ярко засияет на небосклоне нашего кинематографа. Очень порадовал Прохор Чеховской, сыгравший в фильме одну из отрицательных ролей. Парень с потрясающей энергетикой, такой забавный. Мы все его во время съемок звали Мейсоном, потому что он очень похож на того американского актера из «Санта-Барбары». Прекрасно сыграла Наташа Солдатова, юная артистка театра Ермоловой. Мне кажется, что эти молодые ребята – настоящее открытие. В фильме снимались также Анна Михалкова, Игорь Ясулович, Николай Добрынин, Алексей Булдаков. Кстати, Булдаков сыграл вовсе не типичного для себя «генерала с трубкой», а очень доброго и трогательного дедушку Михалыча. Аня Михалкова тоже выступила в непривычном для зрителей амплуа – сыграла отрицательную героиню.

- Каковы теперь ваши творческие планы?

- Мне очень хочется снять новый фильм по роману все того же Вадима Зобина. Но это пока только в проекте, я не буду много рассказывать.

- С какими чувствами вы вступаете в 2004-й год? Что бы вы сами себе пожелали?

- У меня, скорее, не личное, а такое глобальное желание. Очень хочется верить, что все те изменения, которые мы ощущаем в нашей стране сегодня, действительно были бы изменениями, чтобы мы куда-то двигались. Потому что нет ничего хуже ощущения того, что стоишь на месте. Мы достойны того, чтобы наша жизнь повернулась в лучшую сторону.

2004 год

(с) Юлия Монакова

Назад на главную

Вернуться к списку интервью

Напишите мне

Hosted by uCoz