ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА (ВСЕМ СЕРДЦЕМ) + + + + +

Это страшный фильм. Страшный своей реальностью и жестокостью. Но не киношной, супер-кровавой и оттого неправдоподобной жестокостью, а какой-то, я бы сказала, документальностью. Если меня спросят, понравился ли мне фильм, я не смогу ответить утвердительно. И дело не в том, что не понравился – просто слово «нравиться» для этого фильма совсем не подходит.

Фильм меня потряс.
Фильм меня шокировал.
Фильм произвел тяжкое впечатление, но задел за живое.

Возможно, это связано с недавними террористическими событиями в России. Возможно, слова «террор», «шахидка», «пояс смертника» стали для нас привычными, но не стали менее страшными от этого – а фильм задевает именно эти проблемы. Проблемы терроризма.

В фильме совсем нет соплей и слюней. Режиссер не пытается заигрывать со зрителем, подсовывая ему душещипательные моменты, от которых слезы льются самопроизвольно, как от лука. Нас не стараются разжалобить. Но сердце у нас то и дело сжимается, и становится так по-настоящему, так не по-киношному, тоскливо… Возможно, это и есть настоящее искусство.

АКТЕРЫ
Шахрукх Кхан (Амар). Сыграл человека, одержимого своей страстью в женщине, и готовый ради этого бросить все – свою семью, работу, друзей – лишь бы быть с ней рядом… Очень сильно сыграно. Очень достоверно. Очень… натурально, я бы сказала.
Маниша Койрала (Мегна). Блестящая актерская игра, хотя вообще-то я терпеть не могу эту актрису. Здесь же ее героиня вызывает шквал чувств – от удивления до симпатии, от ненависти до жалости, от страха до сожаления…
Прити Зинта (Прити). Небольшая, но очень яркая роль. Она – полная противоположность героине Маниши Койралы, такая вся из себя оптимистка, смешливая, добрая, милая, открытая до предела…

СЮЖЕТ
Радиожурналист Всеиндийского радио Амар едет работать в один из отдаленных штатов, чтобы сделать несколько репортажей о независимости Индии и о террористах, которые называют себя революционерами и борцами за свободу. На станции он встречает загадочную девушку, которая западает ему в душу не по-детски. Но им не удается даже толком пообщаться – пока Амар бежит за горячим чаем для продрогшей девушки, подходит ее поезд и она уезжает. «Во всем мире это была самая короткая история любви!» - мрачно иронизирует Амар и…ошибается.
С этой хмурой неразговорчивой девицей он совершенно случайно сталкивается на улицах того города, куда приехал он сам. Уловив этом знак судьбы, парень не устает преследовать незнакомку и клясться ей в любви и верности, но та всегда неизменно отвечает отказом.
Личность строптивой девицы загадочна – она ничего не рассказывает о себе, она постоянно окружена какими-то подозрительными хмурыми мужчинами, которые называют ее своей «сестрой», она всякий раз недвусмысленно «посылает» Амара куда подальше, хотя он, вроде бы, парень видный и положительный… А у бедняги просто срывает крышу от любви, он становится просто одержим незнакомкой. Уже и она ему предупреждения делала, и друзья все советуют плюнуть и забыть, и «братья» девушки неслабо поколотили его (по-настоящему поколотили… не так, как обычно бьют в индийских фильмах)… но отступать он не собирается.
Иногда Мегна (в конце концов выясняется, что именно так зовут девушку) оживляется ненадолго – например, во время шутливого разговора с Амаром о том, какая у них будет семья, если они поженятся. Сначала Мегна категорически твердит: «Нет, нет» - в ответ на просьбу о замужестве, но потом сама увлекается этой игрой, предложенной Амаром:
- А когда появятся дети, мы тоже будем так же ссориться? Или придется прекратить? – провоцирует ее Амар.
- Дети тоже примут участие в ссорах, - нерешительно улыбнувшись, отвечает Мегна.
- Сколько у нас будет детей? – воодушевляется Амар. – Один? Два? Три? Больше?
- Восемь…
- Восемь? Ну все, мне конец!.. Только, чур, они будут похожи на меня!
- Будут похожи на тебя – вот и забирай их себе…
- Ну, не на тебя же! Твои маленькие глаза, твой приплюснутый нос… - подкалывает Амар.
- Приплюснутый нос?! – возмущается оскорбленная Мегна, шутливо пихая Амара кулаком в бок.. Они улыбаются, шутят, им легко и хорошо вдвоем… И вместе с тем Мегна невыразимо далеко от Амара – и он не может этого не чувствовать… «Твои глаза…Сколько бы я не смотрел в них – я ничего не вижу…» - говорит он.
И еще лишь однажды Мегна проявляет какие-то эмоции – когда рассказывает Амару о том, что она любит больше всего на свете. «Руки матери… маленькие голуби под крышей храма… поэзия…» Но потом она вновь замыкается в себе, и Амару до нее не достучаться.
«Ты ничего обо мне не знаешь!» - ее самая часто повторяемая фраза. В конце концов, Мегна в очередной раз бросает Амара и сбегает в неизвестном направлении. Она оставляет ему лишь послание – невнятное, странное, тревожное: «Есть люди, подобные именам, написанным на песке, один порыв ветра – и их уносит…» Тот раздавлен, потерян, признает свое поражение… и возвращается обратно в Дели.
Родные уже подыскали Амару подходящую невесту – милашку и хохотушку Прити. Амар симпатизирует этой искренней девчушке и дает согласие на брак, сам мечтая забыть о своем наваждении – таинственной Мегне…
Но Мегна сама находит его. Она приходит к нему в дом прямо во время торжества, связанного с его помолвкой, и просит помочь ей и ее подруге – им якобы негде жить, и еще она просит предоставить ей какую-нибудь работу – например, на Всеиндийском радио. Амар ничего не понимает, он шокирован, он в смятении, но… он предоставляет девушке и работу, и жилье.
«Кто ты? Что тебе от меня надо? Зачем ты вернулась? Почему ты ушла тогда?» - эти вопросы мучают Амара, и он понимает в глубине души, что он сам не нужен Мегне, она просто его использует… И вместе с тем он продолжает ее любить – мучительно, безумно, всем сердцем…
Разгадка неожиданна и страшна – Мегна принадлежит к террористической группировке, которая собираются устроить массовый теракт во время Парада в честь независимости, на который придут сотни тысяч людей…
Ужасна финальная сцена, когда Амар, обезумевший от страха за Мегну, за себя, за невинных людей, обреченных на смерть, находит наконец девушку перед ее выходом на Парад… Она уже готова – на ней «пояс шахидки», с помощью которого она собирается отправить на тот свет мирных людей, мстя правительству Индии за то, что вынесла она и ее народ много лет назад в борьбе за независимость.
«Пойми, - из последних сил убеждает ее Амар, - ты не можешь из-за ошибки нескольких людей мстить целой стране…» «Что ты называешь ошибкой? – кричит она Амару. – Поджечь целую деревню? Убивать невинных жителей? Изнасиловать двенадцатилетнюю девочку?! Ты не знаешь, ЧТО я пережила…»
«Тогда возьми меня с собой, - говорит ей Амар. – И лишь один раз скажи, что любишь меня. Лишь один раз скажи…»
В итоге нервы девушки не выдерживают…Она прижимается к Амару, захлебываясь плачем, и… их обоих разносит взрывом на куски…

ГЕРОИ
Амар. Человек, который просто любит. Любовь для него – все, она затмевает все остальное, он готов на все ради нее. Он растворяется в своей любви, хотя человеческое ему все же не чуждо: он отличный журналист, он образован, наделен прекрасным чувством юмора, он добрый, справедливый… Но все это летит к чертям, когда в его жизни возникает Мегна…
Мегна. Исстрадавшаяся, замкнутая девушка, одержимая идеей своей «революции» вместе с такими же фанатиками, как она. Убийца. И все же иногда в ней просыпается что-то: «Правильно ли то, что мы делаем? – спрашивает она у своих «братьев». – Ведь пострадают ни в чем не виноватые люди…» Но ей тут же вправляют мозги – мол, это все эмоции, и надо их отбросить, потому что необходимо продолжать делать то, что они начали…
Прити. Невеста Амара. Единственное светлое пятно в мрачной атмосфере фильма. Милая, непосредственная, забавная… Один ее вопрос Амару – «Ты девственник?» - когда он чуть не подавился гамбургером, чего стоит! И далее – с детской такой непосредственностью – «Многие девушки уже до свадьбы, это… ну, испорченные!» Очаровательный ребенок, и Амару с ней легко и хорошо. Она была бы идеальной женой, если бы не вернулась Мегна… И мне ее жаль чуть ли не больше всех, потому что она остается совсем одна…

Такая вот страшная история…

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку фильмов

Напишите мне

Hosted by uCoz