ДЕВДАС + + + + +

Как водится, прежде чем приобретать этот фильм на любимой Горбушке, ознакомилась с многочисленными рецензиями на него. Мнения разделились – кому-то фильм не понравился категорично, а кто-то от него, простите, просто пИсал кипятком. Именно поэтому я решила посмотреть это кино - чтобы составить свое собственное впечатление о нем.

Мой вердикт – это шедевр. Пусть субъективно, пусть я не смогу это сейчас внятно объяснить… но фильм мне безумно понравился. Я не увидела в нем ни капли фальши, в которой многие его обвиняли, не обнаружила ни грамма пафоса – все было обоснованно и душевно, даже литературный перевод на русский язык и озвучка актеров очень понравились и задели за живое… в общем, я прониклась духом эпохи, что называется, хоть «Девдасу» и ставили в вину, что эпоху передать не удалось… Не согласна я также с мнениями, что Айш и Шах не смотрятся вместе в этом фильме, и не согласна с тем, что Мадхури сыграла неубедительно – все актеры были блистательны! Не согласна с тем, что песни здесь неинтересные – в общем, я протестую, ваша честь!

АКТЕРЫ
Шахрукх Кхан. Несмотря на свое не совсем типичное лицо (вот совершенно не такие типажи рисуются в моем сознании, когда я думаю о той эпохе), идеально вписался в образ – стильный образованный молодой человек, прожигатель жизни и франт начала двадцатого века, безумно влюбленный и безумно несчастный… Ему очень идут шляпы и костюмы с бабочками! :-) Многие, говоря о фильме, ставили в вину Шаху его роль – мол, он тряпка какая-то, не мужик, и вообще… Но, господи, при чем тут актерская игра? Роль – это роль, и с ней справился Шахрукх безукоризненно… ну, а что его герой не ангел с крылышками, так тем даже интереснее… Хоть я и не плакала в конце фильма, когда герой Шаха умирает, это еще ничего не значит – смерть его не была для меня шоком и неожиданностью, только и всего, а сыграл он потрясающе и натурально… Я действительно забыла о том, что смотрю кино – это была история жизни, разворачивающаяся на моих глазах, и герои казались реальными людьми, ожившей легендой…
Айшвария Рай. Она, как всегда, божественно красива. Что называется, ее красота на века – она и в те годы, когда происходят события фильма, была эталоном женской красоты (Айш вписалась в образ очень удачно), и в наше время внешностью актрисы восхищается весь мир. Мне очень понравилось, как у нее в фильме расписывались и разрисовывались руки и лицо – это целое искусство, сейчас индианку в подобном гриме вряд ли увидишь, да и вышло это из моды, наверное, а зря! Сыграно все трогательно и пронзительно – непередаваемое выражение глаз Паро, когда она смотрит на своего Девдаса… А ее свеча – это символ, который стал для меня в фильме неотделим от образа Парвати… Горит свеча – значит, горит любовь Паро, и значит, ничего не страшно…
Мадхури Диксит. Она тоже невероятно красива в этом фильме – но иной, чем Айшвария, красотой… В Паро (Айшвария) есть какая-то чистота, детскость, наивность, несмотря ни на что, а Чандрамукхи (Мадхури) мудра, нетороплива, рассудительна – и тоже чиста, несмотря ни на что… Если Паро – диковатый и ласковый олененок, превращающийся потом в гордого оленя, то Чандрамукхи – прекрасный и благородный павлин…

СЮЖЕТ
Жили-были по соседству две помещичьи семьи. Одна зажиточная, уважаемая, влиятельная, где было двое сыновей, а вторая победнее, попроще, по материнской линии – из уличных артистов, где росла дочка. Младший сын богатеев Девдас и дочка актрисы Паро вместе росли, играли, дружили с самого раннего детства – их не волновали сословные предрассудки, они не могли существовать друг без друга, детям ведь нет дела до распрей взрослых. Впрочем, до поры до времени родители благосклонно принимали эту дружбу, не видя в ней ничего опасного. Как вспоминала спустя много лет мать Паро, Девдас частенько забегал в дом своей подружки и, высунув голову из-за двери, спрашивал вкрадчиво: «Тетушка, Паро дома?»
Но все рано или поздно меняется… Девдас по воле родителей отправляется на учебу в Лондон – и застревает на чужбине на долгие десять лет… Меня до глубины души тронула сцена, когда маленькая Паро бежала за коляской, которая увозила от нее Девдаса, и звала его – так пронзительно, с такой отчаянной надеждой… А затем ее, обливающуюся совсем недетскими слезами и вырывающуюся («Я тоже хочу поехать с Девом!...»), удерживала мать, а коляска уезжала все дальше и дальше, пока совсем не скрылась из глаз… Именно в этот день Паро зажгла свечу, которую назвала именем Девдаса – и поддерживала в ней огонь, не давая ей погаснуть, целых десять лет… Позже она скажет Девдасу: «Знаешь, сколько горит моя свеча? Восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок восемь часов…» - она СЧИТАЛА эти часы, эти мгновения, до его возвращения…
Итак, проходит время, и в обе семьи – Девдаса и Паро – приходит весть о его скором возвращении. Неизвестно, где радуются больше – в доме родителей, или в том доме, где вот уже десять лет его ждет та, что любит его больше жизни… А ведь он тоже не забыл свою дорогую Паро – даже не заезжая домой к матери, он первым делом по возвращении направляется к своей подружке… Паро успела превратиться за это время в настоящую красавицу, и Дев тоже возмужал, похорошел – каково это для них, увидеться после такой долгой разлуки? Паро кокетничает и отказывается показать свое лицо, хотя ее сердечко бьется как у загнанного зверька от любви и счастья. Дев подкалывает ее: неужели она настолько некрасива, что стесняется открыть ему свой лик? Напротив, возражает Паро, она так красива, что попросту боится лишить его рассудка. «Даже у луны нет такого самомнения!» - смеется Дев. «Конечно! – строптиво отвечает Паро. – На той луне ведь пятна!»
Они разговаривают о том, как жили в годы разлуки… Сначала Дев еще пытается строить из себя лондонского денди – не желает признаваться в том, что скучал по родным краям.
- Ты вспоминал нас, Дев? – нерешительно спрашивает Парвати.
- Нет… - небрежно отвечает тот. – Ну, разве что… когда кушал в общежитии, вспоминал бабушкины лепешки… - затем немного думает и продолжает:
- А еще, когда меня там ругали, вспоминал отца… - а дальше вот таких вот «незначительных» воспоминаний становится все больше и больше, и понимаешь, что Девдас безумно тосковал по дому…
- А меня ты вспоминал, Дев? – робко и тихо спрашивает Паро.
- Нет, - равнодушно отзывается он, словно не замечая, как она мгновенно меняется в лице. – Ну, разве что один раз… Да, один раз я вспоминал тебя…
- Когда? – еле слышно спрашивает Паро. И тут с лица Девдаса исчезает маска отстраненности:
- Когда я дышал… - говорит он.
Казалось бы, эти двое созданы друг для друга, предназначены самой судьбой… Мать Паро радуется за дочь, но в это же самое время в семье Девдаса начинает расти недовольство. Мать до сих пор не может простить сыну, что первым делом он заехал к этой девчонке Паро, а уже потом приехал в родное гнездо. А тут еще невестка – жена старшего сына – начинает петь свекрови в уши всякие гадости о Паро и ее семье… Естественно, вскоре семейство Паро сидит у семейства Дева в печенках, и пока мать девушки лелеет мечты о браке детей, мать парня думает, как бы их разлучить.
Далее – удар за ударом. На празднике в доме Девдаса прилюдно унижена и опозорена мать Парвати. Все надежды о том, чтобы отдать Паро замуж в этот дом, рушатся, и мать, собрав всю свою гордость, клянется, что не пройдет и недели, как она выдаст свою дочь замуж за не менее богатого, чем Дев, помещика.
Слово свое она держит – вскоре Паро выдают за богатого вдовца, у которого трое детей, старший из них едва ли не взрослее самой Паро. А что Девдас? Он поступает, как слабак (впрочем, это отличительная черта чуть ли не всех индийских мужчин, даже самых привлекательных) – предпочитает смириться с судьбой, он даже не пытается сражаться за свою Паро, единственное, на что его хватает – это уйти из дома. Он начинает топить свое горе в вине…
Вскоре его друг, Чуни-баба, знакомит Дева с публичной танцовщицей Чандрамукхи, которая влюбляется в него с первого взгляда. Она ничего не требует от Дева, просто любит его – так отчаянно, как только может любить падшая женщина – если уж влюбляется, то навсегда… А он, сначала относившийся к Чандрамукхи с презрением и отвращением, постепенно понимает, что она - его самый верный друг… Но все же он не может забыть Паро, потому что она была для него смыслом жизни, а сейчас, без нее, он просто не живет… Да и Паро, несмотря на то, что начала новую жизнь и стала хозяйкой в большом доме, тоже не в силах забыть своего Девдаса – даже и обижаясь на него за то, что он ничего для нее не сделал…
Они встречаются на похоронах отца Девдаса, и тогда Дев дает своей Паро страшное обещание:
- Когда настанет моя пора умирать, клянусь, что приду к твоему порогу…
И они снова расстаются со слезами на глазах и тяжестью на сердце…
Его словам вскоре суждено сбыться – он тяжело заболевает. Чувствуя приближение смерти, он с другого конца света возвращается к своей Паро – из последних сил, молясь, чтобы успеть… Он буквально доползает до ворот дома своей любимой – и падает там без чувств.
Тем временем Паро находится под домашним арестом – муж прознал о том, что она подружилась с Чанрамукхи, и связь жены с публичной танцовщицей оскорбляет его род. Когда Паро слышит весть о том, что какой-то человек лежит на земле перед воротами их дома и умирает, она не сразу догадывается, что это – ее Девдас…
Когда наконец она осознает, что это Дев – ее Дев! – лежит на пороге ее дома, то он бросается к нему, ничего не видя перед собой и ничего не слыша… Однако муж хладнокровно велит закрыть ворота и не выпускать ее, потому что она не должна выходить за переделы дома.
И вот она бежит к нему – бежит, как много лет назад, отчаянно, со слезами, боясь не успеть, боясь, что он может ее уже не услышать, и снова и снова зовет его по имени…
Буквально за несколько шагов до выхода ворота безжалостно захлопываются…
В этот момент свеча, которая горела у Паро больше десять лет, гаснет…
Она так и не успела добежать к своему любимому…
Но любовь ее продолжает гореть яркой свечой – так же, как и его, несмотря на то, что его уже нет в живых…

ГЕРОИ
Паро. Нежная, озорная, выносливая, любящая, самоотверженная и глубоко несчастная…
Девдас. Любящий, избалованный, слабый и глубоко несчастный…
Чандрамукхи. Добрая, мудрая, сильная, преданная и глубоко несчастная…

(с) Юлия Монакова

Вернуться к списку фильмов

Назад на главную

Напишите мне



Hosted by uCoz