ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ VS ТАНЕЦ ЖИВОТА

У большинства из нас слово «Восток» вызывает ассоциации с восхитительными сладостями, тающими во рту, с горячими черноглазыми мужчинами и, конечно же, с томными смуглокожими красавицами, исполняющими чувственные танцы для своего повелителя-султана. Многие женщины мечтают обрести такую же кошачью пластику и грациозность, как восточные танцовщицы – и потому буквально толпами бегут в танцзалы.

Танцы, полезные во всех отношениях
Есть два больших танцевальных направления, уходящих своими корнями на Восток – это, во-первых, танец живота (он же bellydance, искажение восточного термина Baladi), а во-вторых – индийский классический танец.
Несомненно, танец живота сейчас востребован намного больше, чем все другие виды танца. Если еще сравнительно недавно овладеть техникой восточного танца могли только посвященные (и уж тем более, не белые!), то сегодня этим красивым загадочным танцем «болеет» весь мир. Некоторых женщин привлекает, что это – одна из немногих танцевальных дисциплин, где пара-тройка лишних килограммов вовсе не является проблемой. Ведь многие женщины, мечтающие о танцах, просто банально стесняются придти в танцзал из-за лишнего веса – боятся, что их там засмеют. Между тем, занятия беллидансом под силу женщинам практически всех весовых категорий и при любых уровнях физической подготовки. Регулярные тренировки позволяют похудеть в талии и бедрах – не так, конечно, как при интенсивных занятиях в тренажерном зале, но зато фигура и движения приобретают гибкость, плавность, женственность и сексуальность. Каждая женщина хочет быть красивой и желанной, а танец живота – ни что иное, как способ всегда чувствовать себя «самой обаятельной и привлекательной». «Не раз бывали случаи, - рассказывает преподавательниц восточного танца (сценический псевдоним Шамитта), - когда ко мне на курсы приходили девушки, в которых вообще не ощущалась женственность, все движения были какими-то скованными и угловатыми. Но пролетало несколько месяцев – и они буквально преображались в королев!» Кроме того, занятия танцами живота нормализуют всю работу организма, даже излечивая недуги - например, отступают многие болезни, связанные со спиной (сколиоз, остеохондроз, патологические виды кифозов и лордозов). Ведь во время танца живота разрабатываются абсолютно ВСЕ отделы позвоночника – от затылка до копчика. Задействованы даже самые глубокие группы мышц, чего нельзя добиться никакими современными системами гимнастики. Это улучшает кровообращение и через нервные окончания оказывает положительное воздействие на внутренние органы – в частности, на органы малого таза. Не случайно некоторые виды восточного танца зародились как ритуал, подготавливающий будущую мать к родам, и прославляющий ее способность к воспроизведению потомства. Ритуалом сейчас танец быть перестал, но, как отмечают врачи, роды у профессиональных танцовщиц проходят легче.
Индийские же танцы не так легкодоступны, как танцы живота. Танцевать индийскую классику не сложно, а БЕЗУМНО сложно. Здесь должна присутствовать превосходная физическая подготовка, не уступающая по степени трудности атлетике, гимнастике и акробатике, не говоря о владении гигантским пластом знаний, касающихся индийской мифологии, религии и культуры. Особую сложность представляет «абхинайя», или искусство пантомимы, когда жестами, мимикой, взглядом передаются мельчайшие оттенки чувств и эмоций. Осилить все эти тонкости под силу далеко не каждому. Однако, преодолевая шаг за шагом все ступени обучения индийской классике, вы также приобретаете очень многое. Индийские танцы по силе не только физического, но и духовного воздействия часто сравниваются с йогой. Танец – очищение души и тела, обретение гармонии с собой и с окружающим миром. К тому же, у индийских танцовщиц превосходная физическая выносливость, идеальное чувство ритма и координации и безумно выразительная мимика (умение «говорить глазами») сражает мужчин наповал!

КСТАТИ:
О том, какой танец следует считать древнейшим в мире – индийский классический или танец живота - можно спорить часами. Представители того и другого направления готовы с пеной у рта доказывать, что их танец – самый первый, самый красивый, самый глубокий и вообще – самый лучший. Сейчас сложно судить, кто из двух сторон прав. Если ориентироваться на литературу, скульптуру и живопись, то становится ясно – индийскому танцу как минимум четыре тысячи лет, именно к тому периоду относятся первые упоминания о нем. Есть также документальные свидетельства о том, что даже сам танец живота происходил из… Индии, а вовсе не из Египта, как это принято считать. Хотя сами египтяне пребывают в полной уверенности, что танец живота зародился в среде фараонов, на самом деле в Египет он был привнесен благодаря индийским цыганам в 10-м веке. Цыгане, как известно, народ кочевой. Во время своих путешествий по миру они постепенно впитывали различные местные традиции, в том числе и стили танца, сочетая их с собственным стилем. В итоге, когда их танец «добрался» до Египта, он уже имел влияние танцев Турции, Персии, Северной Африки, Греции и других стран. В Европе же о восточных танцах впервые стало известно лишь в 18-м веке. Западные путешественники, очарованные красотой египетского танца, разнесли весть о нем по всему миру.

«Мода» на Восток
За последние несколько лет увлечение танцами живота достигло во всем мире размеров массового психоза. В России, по большому счету, серьезнейший всплеск любви к «беллидансу» произошел под влиянием бразильского сериала «Клон». На одном форуме в Интернете, посвященном танцам живота, можно прочитать следующее сообщение: «Меня раздражает, что все насмотрелись этого сериала – и бегом в танцзал! Да они только место занимают! Не понимают и не хотят глубоко понять ни восточную эстетику, ни теорию танца, ни этот особый взгляд на мир. Ненавижу дилетантов, которые за модной яркой картинкой гонятся!! Я увлекаюсь восточной культурой уже много лет, и когда началась эта мода на Восток, у меня просто сердце сжалось – ну куда лезут своими глупыми мозгами и грубыми руками!..» Конечно, девушка излишне эмоциональна и резка, но с ее мнение согласятся, пожалуй, многие истинные ценители и знатоки Востока. Искусство танца живота стало, что называется, попсой. Считать ли это недостатком или порадоваться тому, что все больше и больше женщин нашей страны стремятся к тому, чтобы достигнуть совершенства? Дело вкуса…
Если же вы не хотите быть, «как все» - вас ждут индийские танцы. Это искусство не опопсело, а осталось доступным лишь избранным. Несмотря на то, что в России живет огромное количество людей, увлеченных этим видом танца (некоторое влияние, вероятно, имеет здесь давняя любовь русских людей к индийским фильмам), они предпочитают в большинстве случаев роль зрителей. Есть суровая статистика: из 100 человек, пришедших на занятия индийскими танцами, через два года остаются лишь 15. И это при всем том, что первые два года обучения – это всего лишь освоение базовых шагов, движений и хореографических связок. Многие, приходя на занятия, даже не подозревают, насколько это трудно – ведь на сцене танцовщица выглядит легкой, как перышко, гибкой, как змея, подвижной, как мотылек, и в то же время четкой в движениях, как ожившая скульптура, а на тренировках приходится преодолевать боль и прилагать максимум выносливости. Последующие три года занятий – изучение, собственно, целых танцев; из 15 человек остаются 5. Из них танцевать профессионально, будет, скорее всего, лишь один. И то считается, что по-настоящему овладеть искусством индийского танца можно, только «припав к истокам», а именно – прожив и проучившись несколько лет в Индии. Как-то мы разговорились с моей преподавательницей Натальей Бутырской о российских исполнителях индийских танцев, и меня потрясла ее фраза: «Очень, очень талантливая девочка, но, к сожалению, ни разу не была в Индии – и потому ее исполнение несовершенно».

КСТАТИ:
В восточном танце всегда остается простор для импровизации и творческого самовыражения. Многие преподаватели сейчас рекомендуют на занятиях не слепо подражать своему учителю, а позволить движению идти как бы изнутри. Возможность самореализации – одно из самых привлекательных свойств танца живота. И это же – главная отличительная особенность от индийского классического танца, в котором импровизация недопустима по определению. Суть изучения индийского танцевального искусства в том, что знание передается из поколения в поколение, от учителя (гуру-джи) к ученику, не допуская никаких искажений при передаче. Многие танцы, возникшие около 600 лет назад, по сей день сохраняют те же движения, хореографическую композицию и эмоциональную наполненность. Основная движущая сила индийского классического танца – это индуизм, являющийся настоящей сокровищницей древних мифов, легенд, обрядов, богатейшего фольклора. Профессиональный исполнитель индийской классики должен, во-первых, глубоко понимать идейное и философское значение древних писаний, а уже во-вторых – прекрасно владеть техникой танца. Ведь изначально индийский танец – это религиозный ритуал, средство общения человека с Богом.

Восточный танец сегодня
Изначально танец живота считался глубоко интимным, который женщина исполняла наедине со своим мужчиной. По сути, это являлось сексуальной прелюдией. Сегодня же восточные танцы вынесены на публику и «поставлены на поток», представляя во многих случаях шоу-бизнес чистой воды. Bellydance танцуют в ночных клубах и ресторанах, что противоречит самой основе, ведь восточная женщина по Исламу не может быть артисткой. Современный танец живота является некой адаптацией под неискушенного зрителя, смешением стилей и деталей костюма, соответствуя классическому представлению обывателя: танцовщица должна быть одета в лиф, пояс, расшитый монетами, и юбку либо шаровары, украшенные бисером. К сожалению, есть серьезные опасения, что современный беллиданс едва ли имеет много общего с древнейшим танцевальным искусством Востока. Сейчас особое распространение получает и так называемый фитнес-беллиданс, где остались только движения безо всякой культурной подоплеки, о чем искренне скорбят истинные ценители и профессионалы танца.
Что касается индийского танца, то неотъемлемой частью шоу-бизнеса он, к счастью, так и не стал. Даже если танцовщицы выступают в клубах, танец их остается подчиненным классическим канонам, не делая скидку не неопытного зрителя. Хотя несколько десятилетий назад танцовщица индийской классики могла включить в свое выступление номер со змеями, кувшинами или огнями, являющийся, по сути, чисто коммерческой уловкой.

“Dance is life, life is dance!”
Есть чудесная древняя восточная притча: «Пришел как-то к мудрецу его ученик и попросил: «Научи меня отличать правду от лжи, добро от зла, красивое от безобразного; объясни, как вкушать радость жизни и не стареть ни духом, ни плотью?» Мудрец подумал и научил его ТАНЦЕВАТЬ». В самом деле, слово «танец» имеет санскритский корень “tanha”, что означает «радость жизни». Танец – это процесс, когда и душа, и тело испытывают полное единение; танцу нужно отдаться, пустить его в каждую свою клеточку. А потому – танцуйте! Учитесь говорить телом, а петь душой. Вся наша жизнь есть танец, а танец – это больше, чем жизнь…

(с) Юлия Монакова

(статья опубликована в ноябрьском номере журнала "ПРЕСТИЖ" за 2006 год)

Назад на главную

Вернуться к списку статей

Напишите мне

Hosted by uCoz